Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изучения



Генетические связи литературы с фольклором; значение для нее многовековых традиций народной культуры (нравственной, бытовой, художественной). Народность литературы как освоение и утверждение духовно-практического опыта наций, накопленных ими ценностей. Взгляд на народность литературы романтиков начала XIX в., наследование этого взгляда в последующие эпохи. Принципиальное различие между творческим наследованием культурной традиции, которое отмечено новаторством, и консервацией национальной старины, ее апологией и культом.

Выражение в художественном творчестве интересов и умонастроений определенных общественных групп. Акцентирование этой грани генезиса литературы учеными, ориентирующимися на марксистскую философию и социологию. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин о социально-классовом аспекте литературного творчества. Схематическая интерпретация представления о социальности и классовой обусловленности искусства и литературы в науке начала XX века (В.Ф.Переверзев, В.М.Фриче, В.М.Шулятиков), критика их концепций в последующие десятилетия. Укоренившееся в 1930-40-е гг. понимание истории литературы как «единого потока» народных произведений, имеющих прогрессивный характер, и его преодоление в последующие десятилетия. Общечеловеческое, национальное, социально-классовое, индивидуально-авторское в литературе и искусстве. Связь литературно- художественного творчества с течениями общественной мысли. Г.В.Плеханов о причинах появления лозунга «искусство для искусства». Несостоятельность политизации литературы, имевшей место в марксистском литературоведении на протяжении ряда десятилетий. Многообразие связей (прямых и опосредованных) между художественным творчеством и социально-политической сферой.

Генетически значимые соответствия между формально- содержательными свойствами литературных произведений и явлениями внехудожственной культуры. Трагическое, героическое, романтическое, идиллическое, комическое и смех, сентиментальность и т.п. в первичной реальности и художественной литературе. Формы сознания и поведения персонажей в их соотнесенности с соответствующими формами жизни людей в определенных культурно-исторических ситуациях. М.М.Бахтин о внехудожественном генезисе литературно-художественных форм (прежде всего жанровых).

Внутрилитературные (имманентные) факторы литературного творчества. Понятие влияния и заимствования в компаративистике XIX в. и в современном сравнительно-историческом литературоведении. Творческая активность воспринимающей стороны в освоении предшествующего литературного опыта. Влияние (воздействие на вновь создаваемые произведения ранее выражавшихся писателями идей, а также предшествующих литературных жанров, стилей и творческих принципов) как форма зависимости писателей от их предшественников. Подражание, эпигонство и автоэпигонство в литературном творчестве. Подражательные и созидательно-творческие заимствования (использование во вновь создаваемых произведениях сюжетов, персонажей, текстовых фрагментов предшествующей литературы). Стилизации. Представители формальной школы о полемике писателей с предшественниками как о важнейшем стимуле их творчества. Ю.Н.Тынянов о пародии (пародичности).

Несостоятельность характеристик какого-либо одного из стимулов писательской деятельности как неизменно главного и определяющего. Неправомерность понимания литературного творчества как жестко детерминированного (фатально обусловленного какими-то обстоятельствами и фактами).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...