Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

II. Природа и сущность искусства



Искусство в кругу иных форм общественного сознания. Искусство как явление эстетическое. Эстетика как наука о ценностных ориентациях, о постижении эстетического объекта и эстетической деятельности, или наука об общечеловеческих аспектах освоения мира.

Литература как предмет эстетического цикла. Аксиологическая и онтологическая модели бытования литературы. Пространственно-временная и изобразительно-неизобразительная модели искусства.

Литература как модус «снятой» реальности в условных формах изображения. Способы отражения мира: идеализация, символизация, типизация. Компоненты и предметные детали изображения в формах первичной условности: воспроизведенные события, сюжет, фабула, образный строй произведения, литературный род, жанр. Жизнеподобие изображения (иллюзия реальности) и демонстративная сконструированность. Вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск, символ. Притчевая условность.

Назначение литературы (ее многофункциональность).

Искусство как творческая деятельность. История осознания творческой природы искусства. Учение Канта и романтиков о гении и позднейшие коррективы к нему. Связь искусства с внехудожественными формами творчества. Художественная деятельность и жизнетворчество. Искусство как реализация творческой энергии художника. Художественная деятельность и мифотворчество. Сходство и различия между искусством и игрой. Концепции искусства как игровой деятельности, их сильные и слабые стороны. Игровой компонент художественного творчества.

Искусство как познавательная деятельность. Античная теория подражания (мимесиса) как первый опыт уяснения познавательных начал искусства. Сильные и слабые стороны теории подражания.

Восходящее к Платону и средневековой эстетике понимание искусства как условного обозначения неких сущностей (символизирования). Выявление этой теорией обобщающего начала в искусстве и абсолютизация его смысловой неопределенности. Сформировавшаяся в XVIII в. и получившая развитие в XIX в. концепция искусства как освоения характеров и создания образов. Понятие типического и типизации в искусстве. Искусство как «зеркало» конкретно-исторических свойств жизни и ее общебытийных начал.

Художественное произведение как эстетическая ценность. Отражение искусством эстетически ценного. Игнорирование связей художественного творчества с эстетическим в теоретических работах второй половины XIX - первой половины XX столетий. Дискуссия о сущности эстетического в 1950-60-х гг. («природники» и «общественники»). Понятия «эстетические свойства действительности» и «эстетическое отношение к действительности». Содержание термина «эстетическое» и система эстетических категорий с позиции меры отражения в них идеи гармонии: наличная (прекрасное, грандиозное, изящное), отыскиваемая (возвышенное, драматическое, трагическое), утраченная (модификации комического) и отсутствующая (безобразное, низменное, ужасное).

Эстетические отношения, их специфика, их объективные (предметные) и субъективные предпосылки. Познавательный и оценивающий характер эстетических эмоций, их функция и общественно-нравственный смысл. Эстетизм как абсолютизация эстетических ценностей в ущерб всем иным, в том числе гражданско-этическим. Философское содержание положительных и отрицательных эстетических категорий. Художественность литературного произведения в теории В.И. Тюпы.

Прекрасное как эстетическая категория, его свойства. Прекрасное и эстетически ценное. Гармония как онтологическое свойство прекрасного и ее «составляющие»: соразмерность, симметрия, упорядоченность и т.д. Прекрасное и эстетический идеал. Неразрешимость противоречия между эстетической безусловностью категории прекрасного и условными способами его воссоздания. Относительный характер прекрасного.

Трагическое как определяющая категория эстетики ХХ века. Трагическое как отыскиваемая гармония. Условия трагического в «Поэтике» Аристотеля (неожиданность перипетий, вина и ее носитель, очищение через катарсис). Amor fati – любовь к року, к судьбе, власть рока - формула трагического как рокового у Ницше («Веселая наука»). Нарушение полноты диалектической связи между личностью и обществом, коллективом и единицей в качестве условия трагического у Платона, В. Тюпы. Пантрагизм религиозного сознания в учении М. де Унамуно («О трагическом чувстве жизни»). Сознание как болезнь в учении экзистенциалистов. Лики судьбы в интерпретации Н.Д. Арутюновой («Истина и судьба»). Трагическое как мученическое и роковое.

Варианты целостного духовного самоопределения в версии В.И. Тюпы («Художественность литературного произведения»): героическое, трагическое, сатирическое, комическое, драматическое «завершение» персонажа. Понятие «модуса художественности» и его соотнесенность с категорией пафоса (Г.Н. Поспелов). Юмор и сатира. Ирония как особый модус художественности.

Идиллическое - художественная идеализация «естественного», близкого к природе образа жизни «невинного и счастливого человечества» (Ф.Шиллер), не затронутого цивилизацией. Элегизм как модус художественности.

Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени. В.Белинский о значении сентиментальной чувствительности и романтической устремленности к идеалу в литературе. Отличие типологических понятий «сентиментальность» и «романтика» от конкретно-исторических понятий «сентиментализм» и «романтизм». Сентиментальность и романтика в реализме. Их связь с юмором, иронией, сатирой.

Критическая направленность литературы. Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н.Гоголь о познавательном значении смеха. Юмор – «смех сквозь слезы» в связи с нравственно-философским осмыслением комического поведения людей. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекательного смеха. Теория комического у Б.Дземидока («О комическом»). Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Связь сатиры с трагизмом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе (М.М. Бахтин). Трагикомическое.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1814 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...