Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравнительное литературоведение (обзорная характеристика)



“Аналитическая психология” К. Г. Юнга. Зависимость и отталкивание Юнга от Фрейда (фрейдизм — “уничтожающий приговор культуре”). Юнг и дебиологизация психоанализа. “Архетипы” как транстемпоральные комбинации априорных мотивов. “Коллективное бессознательное” как хранилище архетипов; их ценностно-смысловая нейтральность и суггестивная сила. Художник как медиум коллективного бессознательного. Произведение как “имперсональное сновидение”. Терапевтическая роль искусства.

Ритуально-мифологическая школа. Сближение литературоведения с антропологией и аналитической психологией. Характер влияния Дж. Фрейзера и К. Г. Юнга на формирование школы. Значение работы М. Бодкин “Архетипические образы в поэзии”. “Анатомия критики” Н. Фрая как программный документ ритуально-мифологического литературоведения. Основная методологическая проблема школы: исторически повторяющиеся символико-психологические формы в литературе. Архетип как структурный принцип организации литературы. Ритуал как генетическая основа и парадигматический образец литературных образов. Проблема исторического единства культуры и трактовка литературной традиции в ритуально-мифологической школе; ее панмифологизм и психологический редукционизм.

Экзистенциализм и проблема эстетической коммуникации.

“Философская герменевтика” Г. Г. Гадамера. “Истина и метод”.

Герменевтика как онтология (понимание — “способ человеческого бытия в мире”) и как метод гуманитарных наук (историчность человеческого опыта). Герменевтическая ситуация и герменевтический круг. Проблема традиции у Гадамера. Традиция и авторитет. Авторитет и разум. “Пред-суждение” и “пред-рассудок”. “Истинные” и “ложные” предрассудки. Пред-рассудок как предпосылка понимания. Понимание как раскрытие “смысловых возможностей” текста. Проблема “действенно-исторического сознания”. Историчность текста и историчность интерпретатора. Герменевтический опыт как диалогическое (“я-ты”) отношение. Текст как ответ и текст как вопрос. Герменевтическая продуктивность “исторического отстояния”. “Горизонт понимания”; “слияние горизонтов” как экзистенциальное событие и акт “свершения традиции”. Гносеологический релятивизм Гадамера: “метод” против “истины”.

“Рецептивно-исторический метод”. Г. Р. Яусс ( “История литературы как провокация”) и В. Изер. (“Имплицитный читатель”, “Акт чтения”). Смысловая глубина произведения: “актуальное” и “потенциальное” значения. Историчность бытия литературы и непрерывность традиции: произведение как “событие наследия”. Механизм “вопрос-ответ” как способ передачи традиции. Проблема культурного контекста; “предзнание” и “предпонимание”. Читатель как участник литературного процесса; активность рецепции; понимание как “диалогическая продуктивность”. “Горизонт ожидания”. Подвижность горизонтов и проблема “эстетической дистанции”. Процессуальный характер литературной истории и “общественно-формирующая” функция литературы.

Структурализм. Структурализм в лингвистике (Ф. де Соссюр, Пражский лингвистический кружок, Н. Трубецкой, Р. Якобсон, глоссематика Л. Ельмслева) и в антропологии (Кл. Леви-Стросс); роль русской формальной школы в формировании литературоведческого структурализма 60—70 гг. (А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Ц. Тодоров, Ж. Женетт, Р. Барт).

Понятие структуры и ее основные особенности (целостность, транс-формируемость, саморегулируемость). Бессознательный характер структуры; ее первичность по отношению к субъекту и рефлексивным формам его сознания. Примат структуры над событием, синхронии и ахронии над диахронией, целевой причины над генезисом, отношений над элементами, языка над речью, системы над синтагмой, инварианта над вариантами. Понятие “структурного объяснения” и его специфика по отношению к генетическому и каузальному объяснениям.

Структурализм и поэтика. Проблемы структурной нарратологии. Смысловые уровни повествовательного дискурса: функциональный, актантный, нарративный. Функциональные единицы и их классы; функциональный синтаксис. Нарративная коммуникация и “ситуация рассказывания”.

Абстрактная имманентность как методологический принцип структурализма и пределы применимости понятия “структура”. Размыкание структуры в контекст как предпосылка перехода структурализма в постструктурализм.

Постструктурализм. “Грамматологии” Деррида. Линейность “речи” и многомерность “письма”. “Различение”. Письмо как безвластная “игра” различений. “Деконструкция” как смещающая разборка-сборка структуры, Ю. Кристева и литературный “семанализ”. Влияние М. М. Бахтина на Кристеву; “Семиотическое” и “символическое”. Интертекстуальность. Р. Барт и “смерть автора”. Постструктуралистская оппозиция произведение / текст. Произведение как структура, текст как структурирование. Произведение и идеология; произведение и стереотипы; суггестивная власть произведения. Текст как безвластие и как способ дезорганизации произведения; переплетение культурных кодов в тексте; текст как множественность. “Удовольствие от текста”.

Теория художественного дискурса: семиотические, эстетические и коммуникативные компетенции художественного текста.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...