Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

V. Художественная форма



Форма произведения как совокупность факторов художественного впечатления (способов, средств, приемов воплощения содержания), как вторичная (определяемая) сторона произведения. Эстетически-впечатляющая форма как необходимое условие существования и функционирования произведения.

Эстетическая организация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вымышленной реальности) и словесного текста. Принцип функционального рассмотрения элементов формы в их содержательной и конструктивной роли. Понятие художественного приема и его функции. Формалистическое истолкование этого понятия, изолирующее художественную форму от содержания. Соподчиненность формальных элементов творческой концепции автора. Режиссерская, организующая роль композиции. Соотношение композиции и архитектоники.

Композиция, или структура как соотношение элементов сложно организованной системы. Основные компоненты этой структуры: ритм, сюжет, фабула, образ [персонажи, окружающая природа (пейзаж), интерьер, ландшафт, образы пространства и времени; рассказывание (нарратология); речь художественная; стиль. Выделение литературоведами XX в. трех основных аспектов формы: предметно-образный слой («тематика» в терминологии 20-х гг.; предметная изобразительность), стилистика (система словесно-художественных приемов, речевой строй), композиция (построение).

Соотнесенность основных уровней композиции с античной риторикой [оратору необходимо: 1) найти материал (т.е. избрать предмет, который будет подан и охарактеризован речью); 2) как-то расположить (построить) этот материал; 3) воплотить его в таких словах, которые произведут должное впечатление на слушателей].

Ритм как органическая основа композиции. Биологическая природа ритма. «Звуковой рисунок» текста. Ритм как единый исходный принцип организации стихотворной речи. Ритмическая нагрузка рифмы, цезуры, строфики, метра (стихового размера).

Ритм прозы как результат речевого развертывания. Его соотнесенность с функциональными стилями. Понятие «фрагмента ритмической прозы» (перенос с субъективного состояния говорящего на изображаемую словом и в слове субъективно-объективную действительность). «Речь взахлеб» как неупорядоченное самовыражение (Цветаева, Пастернак, Блок, Мандельштам, Достоевский).

Ритмичность членения на части и главы, акты и сцены, на строфы, абзацы как законченное высказывание внутри текста.

Повторы, антитезы, смена точек зрения как показатели ритмической организации прозы.

Типы композиций с точки зрения «ритмической упорядоченности»: «торможение», «монтаж», «кольцо», «обрамление», «зеркало», «кумуляция»; «ритм как рифма» в прозе (В. Топоров).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 731 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...