Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

III. Литературное произведение как целостность. Принципы его научного рассмотрения



Основные значения термина «поэтика». Предмет теоретической поэтики - состав литературного произведения, его организация и функции.

Мир художественного произведения («поэтический мир», «внутренний мир» произведения, «непосредственное содержание») и аспекты его изучения.

Генезис понятия «целостность»: от проблемы соотношения «содержание/форма» к идее произведения как художественной системы. Дихотомия «содержание / форма» (идея - структура; смысл - текст).

Содержание/форма: формально-содержательные и собственно содержательные начала художественного текста. Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Проблема первичности формы по отношению к содержанию в античной эстетике (Аристотель о предмете подражания и его способах и средствах). Преображение античной антитезы «форма - материя». Аналитическое разграничение категорий содержание / форма, возникшее в европейской эстетике конца XVIII – нач. XIX вв. (Ф.Шиллер, Гегель, Г.В. Гете). Научная значимость такого разграничения (М.М. Бахтин и его идея о материале; теория доминанты, теория динамической целостности) и его дискуссионность в современном литературоведении (замена традиционных понятий на «смысл», «художественная семантика», «буквальное содержание», «текст», «дискурс» и т.п.). Творческая природа художественного содержания и формы, становление их единства в процессе созидания произведения, «переход» содержания в форму и формы в содержание.

Художественная система литературного произведения как единство речевого строя и сюжета во всей полноте внешних и внутренних проявлений, организуемое композицией, и обладающее ритмическими и пространственными свойствами. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «информация», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы.

Целостность как состояние завершенности, индивидуальной полноты и неизбыточности каждого элемента художественной системы; знак единства, но не монолитности произведения, ощущение самодостаточности и неделимости в нем каждого элемента, каждого звена (В.И. Тюпа).

Принцип «многоуровневости» художественного текста (Р. Ингарден).

Авторская субъективность как устроитель и выразитель эмоционально-смысловой целостности. Автор в качестве создателя «иной» (искусственной) реальности. Имплицитный и эксплицитный автор. Реализация целостности художественного текста с учетом всех возможных внетекстовых связей: с реальностью и ее художественной концепцией в сознании автора; нацеленности на восприятие читателя; баланса между авторским определением персонажа и его самоопределением. Взаимосоотнесенность всех компонентов структуры в пределах художественного текста как явленная целостность художественной системы). Литературное произведение в соотнесении с циклом и фрагментом. Понятие интертекстуальности.

IV. Содержание художественного произведения

I. Тема - проблема-идея - концепция художественного произведения.

Авторская интенция и ее воплощение в художественном произведении: что «хотел сказать» и «что сказалось».

Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Тема как постигнутая и запечатленная творцом бытийная сущность (жизненный материал, легший в основу произведения). Авторская активность в выборе темы. Связь между предметом изображения и предметом познания; различия между ними. Сопряжение конкретно-исторических и традиционных («вечных») тем в литературе. Авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Понятие «тема» в свете «теории отражения» в 30-е гг. (И.А. Виноградов) – то, что отобрано, «снято» и отражено в произведении искусства («Вопросы марксистской поэтики», М., 1972, 1 изд. 1936г.).

Соотношение внешней темы как круга событий, объектов, изображенных в произведении, и внутренней темы произведения – тем, что выдвинуто на первый план (А.А. Потебня).

Архетипические и «вечные темы».

Особенности бытования тематического уровня в лирике.

Материализация темы в заглавии. Организация предпонимания через заглавие.

Проблема как социально-психологическое, философское заострение темы, соотнесенность проблемы с внутренней темой. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие.

Понятия «эстетическая идея» (И.Кант), «поэтическая идея» (Ф.Шиллер), «идея прекрасного» (Гегель): смысловые нюансы этих терминов, выявляющих способ существования и формообразующий потенциал художественной мысли (творческой концепции).

Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Специфика поэтической мысли, преодолевающей односторонность отвлеченного мышления, ее образная многозначность, «открытость». Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи, обусловленная мировоззрением автора и его творческой индивидуальностью, «суд» и «приговор» художника. Разная степень выраженности эмоциональной оценки в целостности художественного произведения (программная и творческая установки автора, жанровая и стилевая традиции).

Идея и концепция. Идея и идеологема. Художественная тенденция и тенденциозность. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения; органическое единство объективной (предметно-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон; условность такого разграничения внутри художественного целого.

Категория пафоса (авторской эмоциональности – В.Е. Хализев). Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литературе: 1) «любовь поэта к идее» (В.Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества.

Взаимообусловленность проблемы авторского завершения героя и категории пафоса. Связь пафоса с категорией возвышенного. Истинный и ложный пафос. «Пафос» и «настроение» - разновидности поэтических идей. Типология поэтических идей как теоретико-литературная проблема: тематический принцип (социальные, политические, религиозные и т.п. идеи) и эстетический принцип (образно воплощенный «строй чувств», по Ф.Шиллеру, обусловленный соотношением идеала художника и изображаемой им действительности).

Литературно-художественное творчество в его стимулировании сложной и многоплановой системой явлений и фактов, как первично жизненных, внехудожественных (социально-исторических, антропологических, биографических, психологических), так и литературно-художественных.

Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим опытом писателей как творческих индивидуальностей. Значение биографических фактов для литературной деятельности. Г.О.Винокур о связях между биографией писателя и его творчеством. Биография писателя как предмет литературоведения. «Литературные портреты» Ш.О.Сент-Бёва.

Воздействие на творчество писателя его мировоззрения. Мировоззрение как доминанта индивидуального сознания (ядро человеческой личности) и как достояние определенных групп людей. Мировоззрение в форме логически систематизированного взгляда на мир (теоретические воззрения) и в виде представлений непосредственно-эмоциональных, не систематизированных, но обладающих устойчивостью и определенностью (миросозерцание). Добролюбов о значении для творчества писателя его миросозерцания и теоретических взглядов.

Теория обратнопропорциональной зависимости мировоззренческих установок и спонтанной творческой силы художника (Г.Лукач).

Внехудожественные факторы литературного творчества; их рассмотрение немецкой романтической эстетикой, Гегелем, русскими критиками XIX в., культурно-исторической школой, литературоведами-социологами 20-х гг. нашего века. Литература в ее генетической соотнесенности с социально-политическими противоречиями данной эпохи как важнейший предмет отечественной науки 30-60-х гг. Абсолютизация значения для литературного творчества антагонизмов «малого» исторического времени в ряде литературоведческих работ этого периода.

Подвластность писателей «веяниям времени», причастность их творчества истории общественной мысли. Обусловленность идей, воплощаемых в литературе, бытующими в обществе этическими, философскими, политическими, религиозными воззрениями. Понятие литературно-художественного течения. Отражение в литературе борьбы между различными течениями общественной мысли.

Неуловимость категории художественного сознания для аналитического рассмотрения. Проблема таланта и гения.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...