Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Место дисциплины
Учебная дисциплина «Литературоведение» – основополагающий общеметодологический курс, который включает в свой состав три самодостаточные дисциплины: теорию литературы, которая представляет фундаментальную науку; литературную критику, по отношению к которой теория является базовой наукой и историю литературы, для которой теория служит одновременно и прикладной, и методологической наукой, поскольку результаты теоретической мысли используются в конкретных целях анализа или являются итогом этого анализа. В частности, вся теоретическая часть литературоведения опирается на конкретику художественного текста, поэтому дисциплина тесно связана с историей русской и зарубежной литературы, языкознанием, текстологией и в целом – с филологией как «наукой понимания» (С. Аверинцев). Осмысление феномена «художественный мир» невозможно представить также без тесных контактов литературоведения с эстетикой, психологией, философией и культурологией.
Следовательно, дисциплина обобщает и систематизирует знания, полученные в ходе изучения многих дисциплин гуманитарного цикла и дает методологическую базу для профессионального исследования разных аспектов художественного творчества. Продолжая «Основы науки о литературе», курс «Литературоведение» углубляет и специфицирует знания, полученные на 1 курсе, а также в процессе изучения дисциплины «Анализ художественного текста». Это отражено в задачах, содержании и самих принципах преемственности в построении программы.
Цель дисциплины – закрепить и углубить представление о сущности художественной литературы как особой матрице мышления, создающей вторичную знаковую систему.
Дисциплина предполагает своеобразный герменевтический круг понимания как самого содержания поэтики, так и ее места в историко-литературном процессе на более высоком уровне сложности и реализуется в следующих принципиальных задачах:
1. Представить художественное произведение как систему, манифестируемую понятием «целостность».
2. Сформировать представление о структуре текста как особом художественном дискурсе с его многофункциональной спецификой.
3. Рассмотреть спорные вопросы методологии литературоведения: локальность теоретических обоснований разных школ и подходов к изучению литературы, отсутствие единой терминологии, многообразие субъективных интерпретаций художественного произведения и принципиальную невозможность достижения конечной истины.
4. Выработать творческую рефлексию в вопросах определения конкретного метода и приема исследования художественного произведения.
5. Не абсолютизируя конкретных приемов и методик, предложить студентам максимальное число разных образцов адекватного прочтения художественного текста.
6. Углубить знания о содержании, генезисе и функциях литературного творчества и о разновидностях художественного сознания.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- научности – все положения программы ориентированы на содержание академических учебников Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, С.Д. Бройтмана и В.Е. Хализева, а также соотнесены с соответствующими первоисточниками: монографиями и статьями ученых и по мере возможностей – с современным состоянием теории литературы;
- преемственности: программа отталкивается от базисных положений школьного литературоведения и учитывает содержание программ «Основы теории литературы» и «Анализ художественного текста»;
- системности – изучение художественного произведения осуществляется в единстве с анализом литературной традиции, авторского сознания, его концепцией реальности и ориентацией на реципиента;
- комплексности – теория и практика представлены в неразрывном единстве: все умозрительные построения находят опору в конкретном художественном тексте;
- модульности – укрупнения дидактических учебных единиц.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!