Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро)



Общий смысл: человек от рождения добр и является «чистой доской», значит, человека можно сделать лучше, правильно его просвещая. Кант: во время Просвещения человечество вступило в эру своего совершеннолетия и начало учиться пользоваться разумом на уровне «рассуждайте сколько угодно, но повинуйтесь». В эту эпоху происходит бурное развитие экспериментальной науки (прежде всего физики), вместе с ней развиваются материализм и деизм (Бог создал мир, но в него не вмешивается) как методологические основы (наука не может развиваться, если не будет признавать постоянство законов природы).

Руссо: человечество пережило 4 катастрофы (появление общества, появление частной собственности, появление неравенства, появление государства). Последствия катастроф не исправить, однако можно построить общество, наилучшее с точки рения разума. Законы в нём должна принимать «общая воля» (собрание всех жителей данного государства). Общая воля выше даже права человека на жизнь. Устройство государства, когда его законы принимает общая воля, как бы даёт человеку счастье, а тех, кому такое счастье не нужно, следует к нему принуждать.

Монтескьё: деизм, в споре эмпиристов и рационалистов находился на позициях, близких Ньютону. Географический детерминизм: природно-климатические условия обуславливают тип общественно-государственного устройства. Разделение властей по функциональному признаку (законодательная, исполнительная и судебная).

Дидро: переход от деизма к материализму, в обоих случаях – борьба с религиозными предрассудками. Мир есть материя в движении: всё течёт и изменяется, но общие законы остаются неизменными.

Энциклопедия: построение единой научной картины мира, выраженной в едином изданном труде. Во-первых, это вызов против обыденной картины мира, составленной из невежества и предрассудков, во-вторых – вызов против религиозной картины мира.


17. Основные идеи «критической философии» И. Канта.

В критический период Кант написал 3 «критики»: Критику чистого разума, Критику практического разума, Критику способности суждения.

КЧР: главный вопрос – как возможна наука? (с учётом юмовской постановки вопроса) Поскольку задача общей метафизики – прояснять основания для экспериментальной науки, то главный вопрос звучит так: возможна ли метафизика как наука, то есть как система всеобщего и необходимого знания? А этот вопрос можно перефразировать так: как возможны чистые априорные синтетические суждения? (суждения, предшествующие всякому опыту, но способные содержать в себе новое знание) Возможны они из-за особенностей наших познавательный способностей. Вещи сами по себе аффицируют нашу душу и мы получаем ощущения, рассудок на их основе строит понятия и выстраивает взаимоотношения между ними (способы этих взаимоотношений он называет категориями), разум строит из понятий суждения и умозаключения. Чистые априорные синтетические суждения – это математика. Трансцендентальное единство апперцепции: трансцендентальный субъект ассоциирует с собой все получаемые понятия, обеспечивая единство опыта. В наш разум вшиты 3 идеи, к которым он вынужден обращаться – душа, мир, Бог. Ни одна из них в опыте не может быть дана (научное знание о них невозможно), однако у разума может быть интерес отвечать на вопросы о них определённым образом.

КПР: практический разум имеет дело с поступками, а не с ощущениями или понятиями. Факт практического разума: я могу знать, что поступил неправильно. Следовательно, я могу предполагать, что внутри меня вшиты критерии правильности поступка. Моральный поступок совершается исключительно из чувства долга. Чтобы проверить моральность поступка, существует категорический императив:

1) Поступай так, как если бы максима твой воли легла бы в основу всеобщего законодательства

2) Относись к человеку всегда как к цели и никогда – только как к средству.

В случае, если человек поступает по долгу, он поступает свободно, если нет – он поступает как вещь, встроенная в причинно-следственные цепочки.

КСС: способность суждения – это подписывание частного под общее и является посредником между чистым и практическим разумом. Собственно способность суждения (без жёсткой привязки к тем двум вилам разума) применяется для работы с эстетикой и целеполаганием.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...