Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Критика отчуждения в философии К.Маркса и ее современное значение



Основа отчуждения – отчуждение экономическое, когда результаты труда (то есть вложенного времени, сил и средств) человека оказываются ему не принадлежащими. Так, раб работает на рабовладельца, но получает лишь мизерную долю от совокупного продукта, мало зависящую от вложенного им труда. Отчуждение также проявляется и в надстройках:

1) Социальные отношения выстроены таки образом, что поддерживают систему экономического отчуждения, а не связаны прямо со всеобщим благом

2) Политическая и управленческая сферы обслуживают интересы господствующих классов, а не всего населения

3) Духовная сфера из сферы всеобщего творчества становится средством обоснования текущего строя.

Современные страны Западной Европы и Северной Америки до недавнего времени стремились максимально ослабить эффекты отчуждения через:

1) Социальные трансферты

2) Правозащитные движения

3) Демократический режим

4) Обеспечение свободу самовыражения (особенно через интернет)


30. Основные идеи «философии жизни» (Ницше, Дильтей, Бергсон).

Общий смысл: акцент смещается с рационального, рассудочного познания мира как механизма к познанию «жизненных форм» – непосредственного переживания происходящего и того, что из него следует.

Ницше: по-настоящему реально лишь буйство творчества ради творчества, рост поли-к-власти ради неё самой, всё остальное – остаточные явления от главного результата этого творчества – ценностей.

Бергсон: С появлением таких наук, как биология, психология, социология (т.е. «наук о живом»), предметом которых стала подвижная и изменяющаяся реальность, перед философией и наукой встал вопрос о методе познания этой реальности. Метод естественных наук, опирающийся на интеллект, даёт нам знания закономерностей природы, но не способен ничего сказать о нашей жизни. Для описания нашей жизни необходим метод, основанный на интуиции.

Интеллект и интуиция – это способы нашего восприятия, упорядочивания действительности. Интеллект воспринимает реальность как время, то есть как измерение одновременностей, интуиция – как длительность, то есть как единый процесс, текущий из прошлого через настоящее в будущее. Длительность даётся непосредственно она описывает и внешние, и внутренние процессы, а потому время (одновременность) вторично по отношению к длительности. Наука, основанная на времени, конструирует свой предмет, накладывая на него сетку понятий, интуиция же ничего не конструирует и воспринимает данность как абсолютную. Философия тяготеет именно к этому абсолютному, безусловному, и потому подлинная философия – описательная.

Жизненный порыв – начало творческое, свободное, не содержащее в себе никаких принципов, норм и законов, которые лишь результат прохождения жизненного порыва через материю. Поэтому эволюция форм жизни – творческая эволюция. Человек – это результат творческой эволюции биологических форм жизни, существо, наделённое социально формой жизни и способное творить новые формы.

Дильтей: философия жизни – некая переходная форма между философией и религиозностью, более свободные формы философии, близкие к потребностям человека. Философия должна исходить не из «трансцендентального человека», а из реального, целостного человека. Дильтей отказывается от «трансцендентальных опор», и стремится опираться только на саму жизнь и то, что она нам даёт. Философия жизни – попытка понять, как конкретно наша жизнь проявляется в каждом индивидуальном проявлении, будь то историческое событие или артефакт. Отсюда – опора на герменевтику как на дисциплину толкования и понимания. Природу мы объясняем, а жизнь – понимаем.


31. Проблема «конца европейской культуры» (О. Шпенглер) и ее современный смысл.

Существуют культурно-исторические типы, каждый из которых имеет собственную «душу». Подобно тому, как человек может понять другого только посредством символов, народы также взаимодействуют через эти символические формы, из которых главный – это символ пространства. Таким образом, между культурно-историческими типами нет преемственности, они появляются, взаимодействуют и умирают так же, как и люди.

Любой такой тип живёт 1000 лет и переживает 3 стадии: появление, расцвет и закат («цивилизация»). В эпоху цивилизации происходит разрушение символического кода, символы, составлявшие душу народа, теряют своё значение. Население и социальные институты остаются, но через некоторое время поглощаются другим типом. Время Европы, по Шпенглеру, подходит к концу.


32. Позитивизм: критика спекулятивной метафизики.

Первый позитивизм принято начинать с О. Конта. Согласно Конту, «позитивный» означает реальный, полезный, достоверный, точный и положительный (утверждающий, а не отрицающий). По-настоящему позитивное знание даёт наука. Конт выделяет 3 стадии развития человеческой мысли: 1) теологическую (все явления интерпретируются как действия богов); 2) метафизическую (в основу всего ставятся умозрительные конструкции) и 3) позитивную, где лидирует наука. Когда будет построена «социальная физика», корпус наук будет завершён, и задача философии – сделать обзор. Для всего остального философия не нужна.

Милль развивал идеи эмпиризма и индуктивизма. Всё, что нам даётся – это наши ощущения. Причинность – это способ нашего упорядочивания ощущений, основанный на индукции. В основе научного знания лежит неполная индукция, и потому прояснение её механизмов позволит улучшить качество работы науки. Наука строится через теоретическое обобщение результатов экспериментов. Аксиомы логики и математики тоже выведены индуктивно и есть, в некотором роде, наши психологические установки, притом установки всеобщие и необходимые.

Спенсер считал, что существует познаваемое (познаётся через чувства) и непознаваемое (которое, тем не менее, проявляет себя в мире как основа мира и то, к чему он стремится). Знание о познаваемом может быть необъединённое (обыденное), частично объединённое (научное) и объединённое (философское), философия – это тоже способ рефлексии над чувственными данными. Любое познание содержит имплицитные предположения, относительно которых строится полученное знание. По Спенсеру, существует материя, проявляющая себя в пространстве, и сила, проявляющая себя во времени. Имплицитный недоказуемый закон – закон постоянства количества силы. Из него должен выводиться универсальный закон взаимосвязи материи и движения, изменения степени организованности материи. Он же – закон эволюции. Эволюция – стремление материи перейти от менее организованного состояние к более организованному, а силы – достичь равновесия. Эволюция не всегда прогрессивна, но общую тенденцию можно назвать таковой.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...