Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени



Эмпиризм: обоснование научного знания лежит в опыте. Бэкон: наш разум слаб и подвержен «идолам» –

1) Идолы рода – проблемы восприятия, заложенные в каждом человеке

2) Идолы пещеры – неумение выйти за границы собственных представлений

3) Идолы площади – влияние устоявшихся смыслов слов на наше восприятие

4) Идолы театра – повторение мыслей авторитетов без должной рефлексии.

Чтобы научные знания не подвергались действию идолов, нужен метод исследования, которым может воспользоваться любой, чтобы делать научные открытия. Основа научного открытия – нахождение причинно-следственной связи. Метод: найти все возможные случаи, когда явление есть и когда его нет, найти другое явление, которое появляется только до данного (или вместе с ним) – это и будет причина. К сожалению, одного случая, который бы противоречил найденной закономерности, достаточно, чтобы объявить её недействительной. Цель науки – получить власть над природой.

Рационализм: обоснование истинного знания лежит в разуме, источник нового знания – и опыт, и разум. Декарт: Истина – это ясное и очевидное. Истинное знание должно быть выводимо из несомненного принципа – Cogito ergo sum. Бог гарантирует, что возможно соответствие наших представлений о предмете самом предмету. В нашем разуме есть врождённые идеи, которые служат ориентирами в нашем познании. 2 субстанции: res cogitans (мыслящая) и res extensa (протяжённая).

Локк: в разуме нет ничего, чего не было бы в опыте. Человек рождается «чистой доской» и получает из опыта всё, включая представления о добре и зле. Существует 2 вида свойств: те, которые присущи самим вещам и те, которые наше восприятие им приписывает. Человек получает опыт, который преобразует в простые идеи, а их – в сложные.

Лейбниц. Всё сущее состоит из монад – духовных атомов, «центров деятельной силы». Монады просты и образуют иерархию: неживые, живые, разумные и Бог (как монада монад). Каждая монада находится в отношениях со всеми остальными, эти отношения выливаются в отношения между материальными телами (и не только). В разуме нет ничего, чего не было бы в опыте, кроме самого разума. Иными словами, разум как интегральное целое всегда больше, чем совокупность идей, которые человек получает из опыта. Обоснование научного знания лежит в разуме, поскольку метод, с помощью которого чувственные данные объединяются в единую картину (равно как и метод верификации этих данных) в любом случае будет находиться в разуме.

Ньютон: посредником между разумом и опытом как инструментами познания является эксперимент: сначала моделируется (желательно – с участием математики) ситуация, которая воспроизводится в реальности. В ходе эксперимента проверяется, насколько предположения, выдвинутые при моделировании, соответствуют реальности.

Юм: мы получаем впечатления, которые потом организуются таким образом, будто:

1) Существуют причинно-следственные связи. К сожалению, мы никогда не можем быть уверены в том, что данные связи есть, поскольку хотя бы одного впечатления, которое бы противоречило представлению о связи, достаточно, чтобы его разрушить. Кроме того, «после этого» не значит «по причине этого».

2) Существует субъект, который эти впечатления получает. К сожалению, тоже не доказуемо, так как вместо разума вполне может быть только сцена, на которой разыгрываются впечатления.

Поэтому надо, по Юму, изучать устройство человеческой души, из-за которого впечатления организованы именно так, а не иначе.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...