Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные проблемы средневековой европейской философии



Средневековая западная философия – это синтез христианства, позднеантичной философии (прежде всего неоплатонизма) + философии Аристотеля, переосмысленной арабскими и еврейскими философами. Существовала в рамках системы университетов, между которыми свободно осуществлялась миграция студентов и преподавателей. Основной тип сочинений – комментарии авторитетных текстов (и комментариев к ним), позже появились суммы – сочинения, которые исчерпывающим образом описывали достижения мысли того времени по данному вопросу (ярчайший пример – «Сумма теологии» Фомы Аквинского)

Первая проблема – соотношение веры и разума. Существуют истины веры, которые даются через откровение, существуют истины разума, которые даются через рассуждение (не в последнюю очередь – через осмысление чувственного опыта). Фома Аквинский: истины веры и истины разума не противоречат друг другу, возможно рациональное доказательство истинности постулатов веры. Уильям Оккам: истины веры и истины разума друг с другом не связаны (разумом нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога).

Вторая проблема – «спор об универсалиях», об онтологическом статусе общих понятий. Реализм: универсалии обладают самостоятельным существованием как идеи, на основании которых Бог сотворил мир (Эриугена). Номинализм: универсалии – продукт человеческого разума (Оккам). Концептуализм: универсалии существуют только и исключительно в конкретных вещах, но могут мыслиться нами отдельно (Фома Аквинский).


8. Философия эпохи Возрождения: темы, проблемы, представители.

Философия эпохи Возрождения характеризуется радикальным отрицанием предшествующей эпохи. Философия постепенно уходит из университетов и становится частным делом. Интеллектуалы того времени получили доступ к работам византийских мыслителей и оригиналам работ античных философов. Фокус внимания смещается на человека, его место в мире, его жизнь. Дж. Пико делла Мирандола: человек находится в центре мироздания, и только от его личных усилий зависит, поднимется ли он выше или опустится.

Противостояние христианству: распространение моды на оккультные учения (включая пифагореизм и неоплатонизм). Перенос центра внимания с Бога на природу. Коперниканство: если центром мира является Солнце, то в солнце находится мировая душа (в плотиновском смысле). Дж. Бруно: каждая звезда – это солнце, вокруг которого вращаются свои населённые жизнью планеты. Поэтому вселенная бесконечна и не имеет центра.

Противостояние католической церкви: реформация. Лютер: между Богом и человеком не должно быть посредников. Sola scriptura: только священное писание является авторитетным текстом (а не труды отцов и учителей церкви), каждый христианин должен читать Библию. Мирской аскетизм: человек служит Богу, ревностно осуществляя своё призвание в мирской жизни.

Скептицизм: мир и место человека в нём непознаваемы. Всё, что нам доступно – опыт повседневной жизни.






Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 964 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...