Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные проблемы немецкого классического идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)



Главная проблема – переработка кантовского наследия:

1) Кант запрещает интеллектуальную интуицию (способность воспринимать собственные познавательные и не только способности), хотя все его «критики» – это сплошная интеллектуальная интуиция.

2) Неясны взаимоотношения между теоретическим и практическим разумом.

3) Неясен статус вещи самой по себе – если мы к ней не имеем доступа, то зачем её вводить?

4) Категории рассудка: никто не спорит, что они такие, но непонятно, откуда они берутся.

Фихте: Я полагает Я, Я полагает не-Я, Я полагает Я и не-Я. Из дальнейших способов полагания и противополагания Фихте выводит кантовские категории, а завершается всё это на абсолютном Я, в котором все эти противополагания сняты. Познание – это противополагание познаваемого объекта себе, который сам, по кантовским механизмам, становится содержанием Я. Цель философии – быть наукоучением, то есть проявлять основания для всех остальных наук (и для себя тоже). Естественно, интеллектуальная интуиция разрешена, а разум прежде всего практический

Шеллинг: в основу всего следует положить абсолютное тождество как нечто наиболее простое. В природе абсолютное тождество проявляется как единство природы и духа (далее рассуждения в духе Спинозы), в человеке – как единство сознания и бессознательного, которое становится содержанием сознания (далее рассуждения в духе Фихте). Категории выводятся в ходе обеих линий. Обе линии соединяются в искусстве – там и материальный носитель, и духовное содержание. Теоретический и практический разум тождественны. Вещи самой по себе нет (она тождественная с духом).

Гегель: философия Фихте основывалась на Я как чём-то непосредственном, что полагало и себя, и свою противоположность. Философия Шеллинга стремилась убрать эту двойственность, объединяя две противоположности как тождественные. Философия Гегеля предлагает вариант, когда противоположности последовательно снимаются. Тогда бытие как нечто наиболее простое и абстрактное, развиваясь, доходит до Абсолютного духа. При этом:

1) Кантовские категории рассудка выводятся при логическом развитии от бытия до абсолютной идеи, в человеческом познании проявляются опосредованно

2) «Вещь сама по себе» – природа – является менее высокой категорией, чем дух, который с ними взаимодействует

3) Теоретический и практический разум – два момента свободного духа (взаимодействий между людьми)

4) Интеллектуальная интуиция возможна, хотя в философии появляется не сразу.


21. Философия истории Гегеля. Её влияние на социальные науки.

История – прогресс в сознании свободы: от свободы одного через свободу некоторых к свободе всех. В каждую историческую эпоху существуют всемирно-исторические народы – носители осознания свободы данной эпохи. Это: восточные деспотии, античные рабовладельческие державы, германские народы. На последних история заканчивается (больше, чем свобода всех, не бывает), но конец истории может длиться дольше остальной истории. Всемирно-исторические народы имеют право суда над остальными народами в свою эпоху.

Высшая форма объективного духа (как объединений людей) – государство, над которым – только мировой дух. Он действует через исторических личностей и всемирно-исторические народы. Он «хитрый» в том смысле, что каждый человек и народ считают, что действуют из собственных интересов, хотя на самом деле играют на руку мировому духу.

Влияние на науки социально-гуманитарного цикла шло, прежде всего, через принцип историзма: любое социально-гуманитарное явление необходимо рассматривать в его развитии (следует сказать, что Гегель не был первым, кто применял этот принцип). Также его философия стала одной из основ социал-дарвинизма.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 765 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...