Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I п inn



В XIV-XV вв. этической проблематикой начали заниматься не только служители церкви, но и представители светской культуры — художники, ученые, политики. От вопросов теологии они постепен­но обратились к изучению проблемы человека, поэтому их часто называют гуманистами. В их творчестве, реализующем принцип антропоцентризма (от греч. antropos — человек), человек в значи­тельной степени заменил собой божественные сущности: художест­венная литература обратилась к повседневным сюжетам, изобрази-


34 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

тельное искусство придало религиозным персонажам черты обыч­ных людей, в научных трактатах окружающая Вселенная — «мак­рокосм» уподобилась «микрокосму» — внутреннему миру отдель­ного человека. Подобные тенденции нашли широкое выражение в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Мике-ланджело, Рафаэля — в Италии; Сервантеса — в Испании; Томаса Мора, Шекспира — в Англии; Николая Кузанского — в Германии; Эразма Роттердамского — в Голландии. Их взгляды отразились и в этических концепциях той эпохи. Поскольку многие из этих мыс­лителей критически относились к средневековому религиозному на­следию и призывали к возвращению высоких образцов античной культуры, за указанным историческим периодом закрепилось на­звание Возрождения, или Ренессанса.

Исследуя проблемы морали, этика Возрождения использовала научно-философское учение Платона и неоплатоников (в противоположность средневековой схоластике, опиравшейся на Аристотеля). При этом она испытывала сильное влияние мистики поздней античности: изучение природы трактовалось как «естественная магия», широко практикова­лась астрология и алхимия. Мишель Монтень, Нострадамус, Джордано Бруно, Яков Беме обожествляли окружающую природу в духе пантеиз­ма, наполняли ее таинственным и непостижимым смыслом. Однако по мере развития новых научных технологий ренессансными мыслителя­ми были сделаны многие открытия, значительно выходящие за рамки античного наследия, которые отразились и в области этики, отказавшей­ся от бесплодного построения схоластических концепций и связавшей исследование моральной проблематики с развитием естественных наук и гуманистикой.

В этике Возрождения невиданную ранее ценность обретает чело­веческая личность: никогда еще не было в философии и искусстве такого интереса к человеку во всех его проявлениях. Не случайно с гуманизмом Возрождения связан культ красоты человеческого лица и тела. Изощренный художественный вкус наслаждается уникаль­ностью и своеобразием человека не только на полотнах великих мастеров, но и в обыденной жизни. Оригинальность, яркая индиви­дуальность становятся в это время особенно важными в системе моральных ценностей.

Борьба чувств и долга, страсти и разума привлекает внимание выдаю­щихся художников и философов. Все большее место в их творчестве






Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...