Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
занимают любовь и ненависть человека к человеку, скрупулезно исследуются их причины и механизмы, определяющие отношения людей. Все оттенки любовного переживания, стремления, томления находим мы в сонетах Петрарки. Подлинная анатомия человеческих страстей — от низменных до самых высоких, хитросплетения взаимоотношений и интриг, блестящее искусство скрывать или, наоборот, внушать свои мысли собеседнику содержатся в трагедиях и комедиях Шекспира.
Человек Возрождения — яркая личность, которая выступает в качестве творца своей жизни и судьбы, сама определяет свое место в мире, а значит, и свои отношения с ним. На это способны только «весьма сильные люди, гиганты мысли и дела — титаны земного самоутверждения человека», — так характеризовал этот тип личности выдающийся философ А.Ф. Лосев.
Но он же отмечал, что «этот титанизм был в эпоху Ренессанса явлением слишком стихийным, чтобы проявлять себя только строго и безукоризненно, только принципиально и красиво и всегда целесообразно. Та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса и свою отрицательную сторону». Эту отрицательную или «обратную сторону» возрожденческого титанизма философ видел в том, что «Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей».
Эпоха Возрождения отличается также обращением к социальной, гражданственной тематике, роль которой в нравственной культуре общества во времена средневековья была невелика (особенно по сравнению с религиозной тематикой). Правда, ренессансные представления о перспективах общественного развития и социально-нравственных идеалах базируются на двух крайностях. С одной стороны, это утопические иллюзии Т. Кампанеллы и Т. Мора. С другой — идеи «сильного государства» Н. Макиавелли.
Н. Макиавелли (1469—1527) положил начало новым принципам взаимодействия морали и политики. В работе «Государь» он отрицает ведущую роль религии и церкви в формировании нравственно совершенной личности, утверждая, что это является прерогативой сильного централизованного государства.
Основной задачей он считал построение прогрессивных общественных
отношений во главе с могущественным и добродетельным правителем,
Ш Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!