Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. История этических учений_____________________ 45



видят в свободном предпринимательстве и частной собственности

на средства производства.

Противоречие между трудом и капиталом, по их мнению, непрерывно усиливается с переходом к капиталистическому способу производства. Опираясь на учение о пяти общественно-экономических формациях (пер­вобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) и о первичности материальных отношений в соци­альной жизни, марксизм отвергает существующие религиозные системы, объявляет их средством отвлечения трудящихся от классовой борьбы. Возникнув как экономическая теория — учение о прибавочной стоимо­сти, марксизм вскоре приобретает черты новой религии, в которой на смену поклонению высшим сверхъестественным силам постепенно при­ходит «культ партии» или «пролетариата» (избранного класса-мессии), а затем «культ личности» политических вождей.

Исходя из понимания бытия как практики, К. Маркс и Ф. Эн­гельс обосновали перспективу морально преобразованного бытия, перспективу коммунизма, описываемого ими как практический гу­манизм. Такое понимание предполагало критику морального соз­нания как самоценности. Поэтому революционное действие «уп­раздняет» мораль, делает ее излишней. Мораль сводится к задачам классовой борьбы пролетариата, к революционной стратегии и так­тике. Эта тенденция получила наиболее последовательное выраже­ние в работах В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» и Л.Д. Троц­кого «Их мораль и наша», а также в практике большевизма, прежде всего в практике советского государства 1920-30-х годов. Тем са­мым этика в ее традиционном значении лишилась собственного пред­мета; по словам В.И. Ленина, «в марксизме от начала до конца нет ни грана этики».

Последующие опыты создания собственно марксистской этики
дали весьма своеобразные результаты. Формируется коллективист­
ская этика гражданственности, в которой общество отождествляется
с государством, а личность призвана безоговорочно служить и под­
чиняться ему, отдавая все, вплоть до собственной жизни. Авторитар­
ная этика марксизма превращается в систему чуждых критике дог­
матических положений, попытка переосмысления и развития которых
§ преследуется как «ревизионизм» и «оппортунизм».

В XX веке этика марксизма находит воплощение в традиционных об­ществах (Россия, Китай), где, опираясь на эмоциональный подъем и






Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...