Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. История этических учений 37





способным бороться с феодальной обособленностью, защищать поддан­ных от внешнеполитической опасности. Во имя этой возвышенной цели, критикуя христианский принцип «непротивления злу насилием», италь­янский мыслитель не только оправдывал, но и поощрял политику пра­вящего клана Борджиа, отличавшегося «беспощадной жестокостью» и «неистовой яростью» (А.Ф. Лосев). Макиавелли допускал использова­ние любых средств, даже выходящих за рамки общепринятой морали, оправдывая это необходимостью утверждения неограниченной власти. Применение аморального принципа «цель оправдывает средства» стало синонимом вклада Макиавелли в область политики как прошлого, так и настоящего.

Английский.философ-гуманист Т. Мор (1478—1535) связывал повышение уровня нравственности с отказом от частной собствен­ности.

В трактате «Утопия» он описал вымышленный остров, па котором су­ществует выборное управление, граждане всем владеют сообща, отсутст­вует деление на богатых и бедных. По мнению Т. Мора, подобная соци­альная структура позволила бы преодолеть моральный кризис общества, предоставить неограниченные возможности для нравственного разви­тия отдельной личности. Аналогичные идеи высказывал итальянский гуманист Т. Кампанелла.

Эразм Роттердамский (1469—1536) в сатирическом произве­дении'«Похвала глупости» выступил с критикой средневековых пред­рассудков, обличением безнравственного образа жизни католиче­ского духовенства, религиозного фанатизма.

М. Монтень (1533—1592) в «Опытах» отрицал греховность че­ловеческой природы, на основе скептического гедонизма отождеств­лял добродетель с умеренными удовольствиями, ограниченными не церковными запретами, а научно-рационалистическим постижением сущности бытия.

Пробуждая и культивируя интерес к «внутреннему человеку», его индивидуальному поведению, эпоха Ренессанса еще не ставит вопрос о сущности, закономерностях и принципах моральной регу­ляции личности. Несмотря на это, этика Возрождения занимает зна­чительное место в мировой духовной культуре. Ее достижения во многом предопределили успехи этических теорий последующего пе­риода — Нового времени.


2.5. Этическая мысль Нового времени

В XVII-XVHI вв. развитие этики отражает переход научного по­знания к эмпирическим методам, разработанным Ф. Бэконом, Р. Де­картом и другими исследователями. Предметом изучения становится окружающая природа, бурно развивается экспериментальное естест­вознание и точные математические науки. Эти рационалистические тенденции нашли отражение и в области этики.

Так, Б. Спиноза (1632 — 1677) в трактате «Этика» придает изло­жению вид математического вывода, формулируя 26 определений, 18 аксиом, 259 теорем, 48 постулатов. В его моральном учении нет долженствований, наставлений и утешений, в нем одни определения, постулаты, теоремы. Он создает этику личности, совпадающей в сво­ем могуществе с самим миром. Предмет и задача этики — свобода человека, понимаемая как освобождение из-под власти аффектов и пассивно-страдательных состояний. Это достигается через позна­ние, составляющее сущность и могущество человеческой души. Спи­ноза порывает с традицией, которая непосредственно связывала этику с общественным бытием человека и установлениями культуры. Опо­средствующим звеном между индивидом и добродетелью является не политика, а познание (без познания нет разумной жизни). Поня­тие Бога у Спинозы растворяется в категории природы (пантеизм): все существует в Боге, и Бог есть внутренняя причина всех вещей. Целью человека должна быть интеллектуальная любовь к Богу, то есть стремление к научному познанию законов природы, в рамках которых личность способна осуществлять свободный выбор. Чем глубже познание необходимости, содержащейся в этих законах, тем больше поле свободы человека. Так возникает понятие свободы как познанной необходимости.

Р. Декарт (1596-1650) считает этику «высочайшей и совершен­нейшей наукой». Этика венчает философию, и ее незыблемо-истин­ные правила не могут быть найдены раньше, чем будет достигнуто полное знание других наук. А пока это не сделано, Декарт ограни­чивается «несовершенной» этикой и предлагает временные правила морали, первое из которых обязывает жить в соответствии с закона­ми и обычаями своей страны, а третье — стремиться побеждать ско­рее себя, чем судьбу.

Значительным вкладом в развитие этической мысли стали кон­цепции «естественного права» и «общественного договора», раз-





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...