Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Что такое этика_______________________ 17



Гуманистическая этика антропоцентрична, но не в том смысле, что человек — центр Вселенной, а в том, что все его ценностные суждения определяются особенностями и интересами его существо­вания. Для нее на самом деле человек — «мера всех вещей». С гу­манистической точки зрения нет ничего выше и достойнее, чем чело­веческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, чело­век обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Но любовь к ближнему — не сверхчеловеческий фено­мен: это нечто врожденное, считает гуманистическая этика. «Лю­бовь — не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он род­нится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э. Фромм).

Вместе с тем следует иметь в виду, что авторитарная и гумани­стическая — это не две разные этики, а две стороны, две возможно­сти, два «лица» одного феномена. Поэтому, во-первых, в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в ка­честве регулятивов. Во-вторых, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации.

Показательны в этом отношении христианство и марксизм. Неся в себе безусловно гуманистическое содержание и идеалы любви, предоставляя человеку право выбора — верить или не верить в Бога и эти идеалы, христианская религия в ее институциональном выражении зачастую дей­ствовала авторитарными методами, апеллируя к Богу как к внешнему авторитету, опираясь на страх и наказание. В марксизме благие гумани­стические порывы также реализуются средствами насилия, утверждая не­обходимость ориентации не на интересы личности, а на интересы социу­ма. Сочетает в себе элементы авторитарной и гуманистической этики и знаменитый категорический императив Канта: ведь его требование отно­ситься к другому как к цели, а не средству —. императив, повеление, оно не оставляет выбора для морального субъекта. Авторитарный характер этих этических концептов не перечеркивает их культурно-исторического значения, однако мы должны отдавать себе отчет в их сущности.

В-третьих, в поведении одного и того же человека могут прояв­ляться одновременно или последовательно и гуманистические, и ав­торитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут зачастую внедряться в жизнь авторитарным путем (например,


18 Раздел I. Предмет этики и история этических учений






Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...