Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Что такое этика 15





Причина состоит в том, что оно очень часто попадает в конфликтную ситуацию — кризис ценностей, когда мораль теряет свою очевид­ность, а люди перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое происходит, например, когда сталкиваются различные культуры или культурные эпохи, или когда новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, лю­ди вынуждены заново отвечать на вопрос, что такое мораль, обосновы­вать ее необходимость и давать новое ее понимание.

Занимая определенное место в системе гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с дру­гими гуманитарными науками. Так, психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности, этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости.

Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже го­ворилось, этика — философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время — например, в уче­ниях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта — она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие прин­ципы отношений человека и мира, то этика — нравственные прин­ципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в по­следнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе...

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает за­дачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, прин­ципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культу­рой общества;

2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».



Последняя задача — одна из самых сложных и спорных. Можно ли научить человека морали, вооружив его этими знаниями? Становится ли он автоматически моральным, как только узнает, «что такое хорошо и что такое плохо»? Достаточно ли этого? И кто решает, чему учить, что на самом деле «хорошо» и что — «плохо»? Нам.представляется, что разгад­ка здесь в том, что можно и нужно учить морали, но нельзя (а возможно, и не нужно) морали научить: ей можно только научиться. Почему?

Подсказка к решению проблемы содержится, на наш взгляд, в уче­нии выдающегося философа XX века Эриха Фромма о двух сто­ронах этики — гуманистической и авторитарной.

1.2. Этика гуманистическая и авторитарная

Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Однако история этики и практика морали показывают, что это не совсем так.

И истории человечества есть периоды, когда этика и мораль дей­ствительно ориентированы на человека, считают его высшей ценно­стью и целью. Это и есть гуманистическая этика. В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрожде­ния, в наше время элементы гуманистической этики присущи демо­кратическим гражданским обществам. И есть периоды и ситуации, когда высшей ценностью и целью этики и морали объявляется не человек, а нечто иное, внешнее по отношению к нему (например, идея коммунизма или мирового господства), а сам человек рассмат­ривается лишь как средство достижения этой цели. Это характер­но для всех тоталитарных режимов и обществ как в прошлом (вос­точные деспотии, европейский абсолютизм, германский фашизм, советская тоталитарная система), так и в настоящем. Этика, господ­ствующая в подобных обществах, навязываемая ими, как правило, будет носить авторитарный характер. В чем же состоит различие между этикой гуманистической и этикой авторитарной?

В какой-то мере основы гуманистической этики были провозгла­шены Кантом в знаменитом категорическом императиве, который требует не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели». Принципиальная позиция гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает


16 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собой, а условие достижения такой цели — быть человеком для себя» (Э. Фромм). Это одно из самых слож­ных положений гуманистической этики, считающей, что основы «доб­родетели» заложены в характере зрелой и целостной личности, а «по­рок» заключается в безразличии к своему Я. Поэтому, считает Э. Фромм, «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно челове­ческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики». Таким образом, гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

В этом гуманистическая этика противоположна этике автори­тарной. Если в гуманистической этике человек сам и творец, и ис­полнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и со­блюдает — то в авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека, и устанавливает законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют.

При этом следует отметить, что и гуманистическая этика не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональ­ный и иррациональный авторитеты. Первый основан на знании, компе­тентности. Он не только допускает, по и требует внимательного анализа и критики со стороны тех, кто его признает; его признание зависит от его действенности. Источником второго служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. Рациональный авторитет основывается на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знания, опытом, умениями (учитель —ученик). Иррациональный авторитет по своей природе строится па неравенстве и подчинении, кото­рые предполагают приоритет ценностей авторитета, признание его права на одобрение или осуждение с позиций его собственного интереса.

Авторитарная этика базируется па иррациональном авторитете, опирающемся на страх, зависимость и насильственное (физическое или моральное) принуждение. Гуманистическая этика совместима лишь с рациональным авторитетом, предполагающим знание широ­кого веера авторитетных этических доктрин и свободный созна­тельный выбор на их основе собственной линии поведения.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...