Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
требования родителей и педагогов по отношению к детям, порождающие пресловутую проблему «отцов и детей»).
Наконец, возможны ситуации, при которых наиболее эффективным и действенным выступает авторитарный способ морального регулирования. Это, например, экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткие авторитарные требования оказываются гуманнее свободного выбора граждан (требование эвакуации населения из зоны стихийного бедствия). Поэтому трудно давать однозначную оценку тому или иному виду этики. В каждом конкретном случае следует подходить к проблеме этической оценки конкретно.
Разумеется, нельзя не проникнуться симпатией к гуманистической этике, остаться в стороне от декларируемых ею благородных идеалов. Но, к сожалению, как наше общество нельзя еще назвать демократическим, так и наша этика не является пока гуманистической. В условиях нынешнего социального времени и пространства гуманистическая этика выступает пока еще как теоретическая модель, рассчитанная на перспективу демократизации и гуманизации общества, которое неизбежно должно научиться, наконец, реализо-вывать принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Мы же пока лишь нащупываем пути перехода от привычной нам «старой», авторитарной, к «новой», гуманистической этике. Современное состояние этики — и как науки, и как учебной дисциплины — может быть охарактеризовано как состояние морального смятения.^ С одной стороны, подвергнуты критике и распались традиционные представления и принципы марксистско-ленинской этики, носившей ярко выраженный авторитарный характер, проявляющийся в жестких ригористических требованиях следования коммунистическому идеалу. С другой стороны, все более популярной становится релятивистская этика постмодернизма, в наиболее радикальном своем варианте предлагающая ценностные суждения и моральные нормы считать исключительно делом вкуса и произвольных предпочтений индивида. Есть ли выход из этого положения, чреватого кризисом человечности в обществе?
Нам представляется, что выход — в овладении основами гуманистической этики, опыт изложения которых представлен в этом пособии. Не все в нем получилось так, как хотелось бы, и, возможно, что-то в этой книге будет вызывать у вас несогласие, что-то — казаться излишне категоричным. Мы не будем навязывать вам своих
установок и мнений. Гуманистическая этика, в отличие от авторитарной, — этика, открытая для критики, дополнения, развития. Поэтому и успех попытки перехода к гуманистической этике возможен только в том случае, если вы, наши читатели, вместе с нами будете сравнивать, размышлять, спорить, выбирать и принимать решение: что есть человек для себя и каким ему быть.
Конечно, решению этой задачи можно посвятить всю свою жизнь, можно попытаться дать ответ на нее сразу, основываясь лишь на своем жизненном опыте, а можно привлечь для этого всю накопленную человечеством «информацию к размышлению». В последнем случае, наиболее эффективном, нам понадобится обращение к этике как к науке, имеющей свою упорядоченную структуру.
1.3. Структура этики
В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется но-разному. Руководствуясь основными принципами гуманистической этики и пониманием ее роли как «практической философии», мы считаем, что правомерно выделить в ней ряд основных блоков:
1) история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);
2) теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;
3) нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»;
4) прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному по-
20 ______________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
ведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:
— экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде,
— этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
— ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);
— профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
— этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Изучение курса этики предполагает знакомство с этими структурными элементами, их усвоение, оценку и личный выбор — принятие или отторжение тех или иных положений, выработанных этикой в процессе ее исторического развития.
Вопросы и задания
1. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия? Выполнима ли такая задача этики, как «учить морали*? Можно ли научить морали?
2. «Ситуативная» этика: любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?
3. Что значит, на Ваш взгляд, относиться к другому человеку «как к средству» и что — «как к цели»?
4. «Если этика — учение о моральных нормах общества, то не означает ли это, что следование этическим нормам ведет к унификации человеческой личности, — размышляет студент Ю.К. — И тогда не является ли она средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные — долой»? Что Вы думаете по этому поводу?
5. «Не считаете ли Вы, что этика — порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?» Такой вопрос задал студент М.М. преподавателю. Что бы Вы ответили ему?
Глава 2.
История этических учений
История — учительница жизни.. Цицерон
. ■'
Проблемы, о которых шла речь, составляют предмет этики на протяжении тысячелетий. Разумеется, невозможно достаточно подробно и глубоко изложить их на нескольких страницах учебного пособия. Подлинная, полная драматических коллизий история этических учений может раскрыться при знакомстве с первоисточниками — произведениями великих мыслителей прошлого и современности. Задача же этого раздела — быть своеобразным путеводителем, акцептирующим внимание на основных вехах в развитии этики.
■ ■■■.•',■■-■
2.1. Этические учения Древнего Востока
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI—II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов — все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека — от рождения до смерти — подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность.
22 Раздел I. Предмет этики и история этических учений ________________
- На Востоке мудрость идет «от жизни», а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:
- культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
- настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
- подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
- преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;
- нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;
- усложненная система ритуалов и церемоний.
Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!