Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия страны — это цвет ее культуры к цивилизации. Она возникает из идей, господствующих в данной стране, и поэтому • всегда, хотя и бессознательно, носит национальный характер. Не смотря на то что различные школы индийской философии отличаются разнообразием взглядов, мы можем обнаружить в них общие черты индийской культуры. Вкратце эту общность можно назвать общностью моральных и религиозных взглядов. Чтобы понять это, следует рассмотреть главные черты различных школ и выявить общие моменты, указывающие на сходство этих школ.
Основным и наиболее замечательным моментом сходства является то, что все системы рассматривают философию как практическую необходимость и развивают ее как руководство к достижению наилучшей жизни. Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью. Поэтому у индийских писателей стало обычаем объяснять в начале своего произведения, в какой мере оно послужит конечным целям человека. Однако следует иметь в виду, что наличие практических мотивов не ограничивает сферу индийской философии только этикой и геологией, более того, по своим теоретическим основам некоторые отрасли индийской философии, такие как метафизика, теория «познания и логика, не уступают ни одной из философских систем Запада.
Причины, обусловливающие в индийской философии преобладание практических мотивов, заключаются в том, что движущей Он ной каждой системы — принадлежит ли она к ироведийской или интнведийской философии — являются идеи, возникающие из душевной тревоги при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия стремится понять источник этого зла, истинную природу Вселенной и смысл человеческой жизни, с тем чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий. Индийская философия пессимистична в том смысле, что ее проповедения пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей. Однако она не ограничивается лишь указанием на несчастья, от которых мы страдаем, она вселяет также надежду на избавление от страданий. Четыре благородные истины, составляющие сущность просветления Будды, обобщают и выражают собой те взгляды, которые в известном смысле действительно присущи каждой школе индийской философии, а именно: есть страдание, есть причина страдания, есть возможность прекращения страданий и есть путь к прекращению страданий. Пессимизм в индийских системах является только начальной, но не конечной стадией учения.
Вера в «вечный моральный порядок» господствует на протяжении всей истории индийской философии; исключением из этого являются только материалисты чарваки. В атмосфере такой веры развивались все системы индийской философии — ведийские и неведийские, теистические и атеистические. Это вера в некий порядок, т.е. в закон, который устанавливает упорядоченность и справедливость и действие которого распространяется на богов, небесные тела и все созданное.
Эта идея постепенно оформляется:
1) в школе мимансы — в концепцию апурвы, т.е. закона, который гарантирует в будущем наслаждение плодами исполняемых теперь ритуалов
2)в школе ньяя-вайшешики — в теорию адришты, т.е. невидимого начала, влияющего даже на материальные атомы и приводящего предметы и события в соответствие с моральными принципами;
3)в общую концепцию кармы, которая разделяется всеми индийскими системами.
Закон кармы в различных аспектах можно рассматривать как закон сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и недостатках поведения; он означает, что проделанная работа не пропадает даром и что все происходящее с человеком суть не что иное, как результат его собственных деяний. Закон кармы признается шестью ортодоксальными школами, а также джайнистами и буддистами.
В своей простейшей форме закон кармы означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды. Этот закон помогает нам объяснить различия в судьбах отдельных людей, живущих в одинаковых условиях, различия весьма поразительные и неожиданные. Нередко мы встречаем людей, родившихся и воспитывавшихся в одинаковых условиях, но достигших разного положения в жизни и получающих неодинаковое количество удовольствий. Одни люди счастливы, а другие несчастны, одни образованны, другие невежественны. Мы видим также, что некоторые добродетельные люди страдают, а многие порочные благоденствуют.
Таким образом, если признается, что некоторые хорошие или плохие поступки должны вызывать определенные, хорошие или плохие, последствия в этой жизни, то совершенно разумным будет и утверждение, что все деяния — прошлые, настоящие и будущие — дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни действующих индивидов. Закон кармы есть именно этот общий моральный закон, который управляет не только жизнью и судьбой всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физического мира.
Слово «карма» означает как «сам закон», так и «силу», которая порождается действием и обладает потенцией, способностью приносить плоды. «Карма» во втором смысле классифицируется различно. Согласно одному принципу, разновидности кармы чаще всего подразделяются на те, которые:
1) еще не начали приносить плоды;
2) уже начали приносить плоды, как, например, тело и его свойства.
Представители некоторых систем индийской философии (например, системы ньяя-вайшешики) считают, что закон кармы находится под руководством и контролируется Богом — верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом Таким образом, утверждается, что адришта, т.е. имеющиеся налицо достоинства и недостатки кармы отдельных душ, не может сама по себе вести к надлежащим следствиям, потому что она (адришта) является неразумным, лишенным сознания началом Тот, кто контролирует нашу адришту и распределяет все радости и печали нашей жизни в соответствии с нашей кармой, — это Бог. В некоторых других системах — например, в системах джайнизма, буддизма, санкхьи и мимансы ~ закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью закона кармы без предположения о бытии Бога Но следует отметить, что какой бы ни был статус закона кармы, он имеет ограниченную сферу применения в области действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и повседневных желаний. Все действия, ведущиеся ради получения некоторых выгод в настоящем или будущем, управляются этим законом Подобно тому как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия, если они вообще возможны, не приводят ни к каким — хорошим или плохим — результатам в чьей-либо жизни. Таким образом, закону кармы подвержены не индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к выгоде в потустороннем мире. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, но способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, коша мы находились под влиянием привязанности, ненависти или при страстия, корыстных надежд или опасений, и тем самым вед нас к освобождению.
С достижением освобождения от зависимости наше «я» выходи. из подчинения закону кармы, живет и действует в атмосфере свободы. Освобожденный может действовать на благо человечества, и он не связан своей кармой, поскольку она свободна от всякой привязанности и личного интереса. К этому же относится и та вер в «вечный моральный порядок», которая вызывает у человека оптимистические взгляды и делает его господином своей судьбы. Эта вера побуждает индийского мыслителя рассматривать существую шее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате его самоусовершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свободной воли и личных усилий. Вот почему фатализм, или абсолютный детерминизм, является искажением теории кармы. Предопределение, судьба — это не что иное, как общая сила чьих-либо прошлых поступков. Она может быть преодолена усилиями настоящей жизни, если эти усилия достаточно велики, подобно тому как сила старых привычек может быть уничтожена путем воспитания новых, противоположных, привычек.
С этими взглядами тесно связана общая тенденция рассматривать Вселенную как арену для нравственных деяний, где все живые существа получают костюм и подходящую роль, которую, чтобы заслужить наилучшее будущее, им следует сыграть хорошо Тело, чувства и органы движения индивида, окружающая его среда — все это дары природы или Бога в соответствии с нерушимым законом кармы.
Следующий общераспространенный взгляд, которого придерживаются все индийские мыслители, заключается в том, что незнание реальности является причиной нашей зависимости и наших страданий и что освобождение от этого состояния не может быть достигнуто без знания реальности, т.е. реальной природы мира и самого себя. Словом «зависимость» обычно обозначают процесс-рождения и перерождения, а также последующие несчастья и страдания, которым подвергается индивид. Отсюда «освобождение» мокша) означает приостановление этого процесса. Освобождение - это состояние совершенства, состояние, которое, согласно учению некоторых индийских мыслителей — джайнистов, буддистов, последователей школы санкхьи, адвайта-ведантистов — может достигнуто даже в этой жизни. Следовательно, по мнению Лидийских мыслителей основных философских школ, совершенство и реальное счастье могут быть уделом даже земной жизни.
Однако, несмотря на то, что незнание считалось коренной причиной человеческих горестей, а знание — чем-то существенным и необходимым, индийские мыслители никогда не думали, что одного Знакомства с истиной было бы достаточно для того, чтобы сразу устранить несовершенства. Чтобы сделать понимание реальности устойчивым, а равно и эффективным для жизни, считалось необходимым выполнить два требования — сосредоточить свое внимание на изучаемых истинах и контролировать себя в практической жизни. Необходимость сосредоточенности и размышления привела к развитию тщательно разработанной техники, полностью объясняемой системой йоги.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!