Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
С уважением к традиции всегда связано почтение к тем, кто эту традицию передает, — к старшим, и в первую очередь к собственным родителям. Добродетели сыновней почтительности Конфуций придавал первостепенное значение, считая ее основой всех остальных добродетелей, и прежде всего человечности. На втором месте среди семейных добродетелей он называет уважение и любовь к старшим братьям. Чувства эти, по Конфуцию, должны выражаться в послушании родителям при их жизни, а после смерти — в том, чтобы достойно похоронить их и приносить жертвы на их могилах.
Так, послушание детей родителям продолжается всю жизнь, не прекращаясь с совершеннолетием детей.
Китайское общество всегда было под влиянием этической концепции сыновней почтительности. Другими словами, оно было построено на сыновней почтительности, которая дошла до каждого уголка китайской жизни, пронизав собой все виды деятельности китайского народа. Все традиционные обычаи и нравы народа воплощали этот принцип. Это может быть подтверждено тщательным разбором семейной, религиозной, социальной и политической жизни китайского народа.
Поскольку государство рассматривалось как большая семья, добродетель послушания должна была найти себе место и среди качеств, характеризующих отношения между правителем и подданными. И в самом деле, у Конфуция не раз встречается мысль, что тот, кто в семье слушается отца, в государстве повинуется правителю.
Призыв к покорности и послушанию был одной из тех особенностей конфуцианства, которые позже обеспечили этому учению положение официальной идеологии. Мотив, у Конфуция звучащий еще не слишком громко, впоследствии стал лейтмотивом императорского конфуцианства. В этой идейной эволюции большую роль сыграла философия Сюнь-цзы (приблизительно 298-238 гг. до и. J.J, подчеркивавшего необходимость строгой иерархии в обществе и утверждавшего, что человек по природе зол и избавиться от дурных наклонное гей может, лишь беспрекословно слушаясь своих учителей.
Представление о том, что государство не что иное, как большая семья, определяет взгляды Конфуция на важнейшие проблемы общественного устройства и, в частности, его отношение к закону. Он считал, что законы никакого значения для улучшения общества не имеют. Важно лишь, чтобы во главе государства стоял хороший правитель, воспитывающий народ своим примером и действующий на него при помощи добродетели и правил благопристойности — ли. С того времени в китайской политической мысли появляется представление о двух противоположных методах управления: при помощи ли — правил благопристойности, воплощающих всю традиционную систему нравственных и культурных ценностей, и при помощи фа — законов, означающих неукоснительное и жестокое регулирование.
Позиция Конфуция, противопоставившего нравственные и культурные ценности закону, имела огромное значение в истории Китая. Вопрос «либо господство традиции, передающей ценности нравственности и культуры, либо господство закона» был поставлен в тот момент, когда в связи с поглощением городов-государств крупными царствами возникла необходимость разработки законодательных и административных норм. Государственные деятели и мыслители, понявшие требования времени, приняли дихотомию Конфуция как нечто неоспоримое и выступили за закон и, следовательно, против культуры и нравственности. В дальнейшем это учение воплотилось в школе легистов (фа-цзя). Но следует сразу заметить, что жестокости, превозносившиеся, а впоследствии и проводившиеся в жизнь сторонниками этой школы, дискредитировали в Китае идею закона.
Призыв к покорности рассматривается в настоящее время большинством ученых как основное содержание проповеди Конфуция. Однако наряду с проповедью покорности у Конфуция обнаруживается проповедь непокорности. На вопрос о том, как служить государю, Конфуций ответил: «Не надо его обманывать, но надо ему сопротивляться». И это не единичное заявление, а принцип, пронизывающий все учение.
Помимо покорности, у Конфуция был еще один идеал. Этот идеал воплощен в образе благородного человека, или аристократа. Конфуций изменил смысл этого слова так, что оно стало обозначать уже не происхождение, а качества человека. Поставив в центр своей проповеди идеал благородного человека, Конфуций говорил о том, что настоящее благородство зависит не от происхождения, а лишь от нравственных качеств и от культуры и потому принципиально доступно каждому. Это значило, что в обществе появился не только новый идеал, но и новый тип связей наряду с освященными традицией родственными связями.
Многочисленные высказывания Конфуция позволяют раскрыть идеал личности благородного человека. Первейшее его качество — человечность (жэнь). Конфуций говорит, что благородный человек не расстается с человечностью ни в спешке, ни в момент опасности. Поставленный перед выбором, что предпочесть — жизнь или нравственные принципы, благородный человек идет на смерть, но не отказывается от того, что придает смысл его существованию. Стремление к высоким нравственным идеалам сказывается не только в моменты смертельной опасности и в критических ситуациях. Оно находит свое воплощение и в образе жизни, в том, о чем повседневно думает и говорит человек. Он неприхотлив в еде и одежде; если человек стыдится плохой одежды и плохой еды, то, как замечает Конфуций, с ним не стоит и говорить. Антиподом благородного человека в этом плане оказывается «мелкий человек», озабоченный материальным процветанием.
Конфуций упоминает о справедливости, но эта добродетель (как и такие качества, как искренность и верность) по существу лишь одно из проявлений категории человечности (жэнь), которую Конфуций считал решающим свойством человека. Термин «жэнь» определяется по-разному; наиболее многозначительно и в то же время просто он расшифровывается там, где Конфуций говорит, что человечность означает любовь к людям. В другом месте Конфуций расшифровывает его как заповедь: не следует делать другому того, что и ты не хочешь, чтобы сделали тебе.
Как отмечалось, нравственность и культура в представлении Конфуция неотделимы друг от друга. Отсюда — требование, что бы благородный человек наряду с моральным совершенством обладал еще и культурой. Это — специфическая черта конфуцианства, отличающая его, в частности, от христианства, где для свяятого культура совершенно не обязательна. Впрочем, Конфуций и его ученики, высоко ценя образование и культуру, все же на первое место ставили нравственность. Так, образованным считают даже того, кто не учился, но, не жалея себя, помогает родителям, готов отдать жизнь за своего государя и верен слову в отношениях с друзьями.
Перечисляя обязанности учеников, Конфуций говорит, что дома они должны вести себя почтительно по отношению к родителям, а вне дома — по отношению к старшим вообще, благожелательно относиться ко всем людям, но искать дружбы лишь с людьми гуманными. Если же после выполнения обязанностей по отношению к ближним у них еще остаются силы, они должны их тратить на изучение культуры, т.е. соблюдение ритуала и правил благопристойности и понимания музыки.
Итак, благородному человеку свойственна гармония нравственности и образованности, непосредственности и культуры. Для такого человека должны быть характерны терпимость, многостороннее, широкое понимание жизни и отвращение к любым разновидностям фанатизма и максимализма. Конфуций называет такой путь «средним путем» и жалуется на то, что, не будучи в состоянии найти людей, которые им следуют, вынужден обратиться к людям чересчур горячим и слишком осторожным. Имея в виду эту же необходимость придерживаться во всем соответствующей меры, Конфуций говорит, что не доходить до нее столь же плохо, как II переходить. Найти меру и придерживаться ее помогают правила благопристойности — «ли». Для благородного человека они играют роль критерия, помогающего ему избежать крайности. Почтительность без ли превращается в суетливость, тщательность — н робость, смелость — в смутьянство, прямота — в грубость. Знание ли, проникновение в их смысл превращается, таким образом, в необходимость.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!