Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классический период античной философии



Классика в античной философии характеризуется выдвижением на первый план дискурсивного подхода к вещам. Если ранний пери­од мы должны назвать интуитивной философией, то классику, кото­рая трактовала идею в отрыве от материи, мы, очевидно, должны назвать философией рассудочного характера или философией дискурсивной. И если указанные выше натурфилософы-интуптивисты относятся к VI-V вв., то уже в середине V в. классика проявит себя своим преобладающим дискурсивным методом в двух формах. В отрицательной форме она на первый план ставила именно дискурсию, но такая исключительная дискуссия очевидно разру­шала цельную картину мира и вносила черты некого рода реля­тивизма. Это были т.н. софисты, и среди них, прежде всего Протагор (ок. 490-420) и Горгий (ок. 483-375).

Но одновременно с этим возникла также и положительная дискурсия, а именно Сократ, который, исходя из относительности и условности, даже случайности наших бытовых представлений, требовал признания также и таких общих понятий, без которых не могли бы возникать и частичные, условные и случайные понятия. И поскольку сократовская философия была началом перехода от ма­терии просто и от идеи просто к их диалектике, то обычно всю философию до Сократа, и прежде всего натурфилософов-интуити­вистов, так и называют «досократиками» или досократовскими.

Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

1)метода выделения общего из ряда частных случаев;

2)метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией или приемом1 выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения об­щих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых зна­ний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой - «повивальным искусством», т.е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле.

Однако вершиной классического периода явились философские I системы Платона и Аристотеля.

Платон стал первым греческим философом, создавшем целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве пер­вичного по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создается Творцом-Демиургом наподобие того, как человек создает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует материальный мир из хаоса, бес­форменного движения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врож­денные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир.

Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществ­ляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, Поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности Органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики, беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна, что доказывается следующим об­разом:

1)поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее сущест­вование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разруше­ние души;

2)простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущ­ность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким огЗразом происходит уничтожение;

3)душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может под­вергаться смерти. Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вож­деление.

Обладатели души разумной - это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души, и потому главная их функция — управлять государством.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат странникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Вожделенный тип души стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами, — крестьяне, торговцы, ремесленники.

Гармоничное общество есть результат осознания и исполнен каждым из слоев и граждан своего природного и законодательно предназначения.

Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем, но определена.

Материя есть всеобщая причина, т.к. без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от дру­гого, и является сущностью, как предмета, так и бытия в целом. Благода­ря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Таким образом, у Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует, если есть ее форма.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела...» Как форма господствует над материей, так, соответствен­но, душа над телом, разум над чувствами. Существует три вида души:

1)растительная душа, которой обладают растения, способные раз­множаться и осуществлять обмен веществ;

2)чувственная душа, которой наделены животные, отличающаяся от растительной тем, что имеет способность воспринимать фор­мы с помощью ощущений;

3)разумная душа, присущая человеку, которая, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И, хотя ощущения дают нам знания только единичного, и нем потенциально содержится и знание общего, которое познается и наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во Многом с логикой. Знание же законов логики Аристотель сопостав - мудростью. Логика имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложи, я знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукци­ей. Метод доказательства из силлогизмов, т.е. из общих выводов, он назвал дедукцией.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 607 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...