Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значение конфуцианства



Конфуций умер за 350 лет до того, как конфуцианство стало го­сударственной идеологией. В конце III в. до н. э., когда Китай впер­вые был объединен императором Цинь Ши-хуаном, последователи Конфуция подверглись жесточайшим преследованиям. Следуя заве­там Шан Яна, считавшего культуру и ее носителей — образованных и интеллигентных людей—подрывным элементом, Цинь Ши-хуан запретил изучение древней литературы и философии и распорядил­ся о сожжении всех находившихся у частных лиц книг (за исключе­нием специальной литературы по сельскому хозяйству, медицине и гаданию). Эти меры по ликвидации гуманитарной культуры со­провождались казнью сотен виднейших представителей тогдашней интеллигенции. Но попытка создать империю на монолитном фун­даменте всеобщего оболванивания закончилась провалом: всего лишь через несколько лет после смерти Цинь Ши-хуана его царство пало под ударами охватившего всю страну восстания. Императоры сле­дующей династии—Кань (206 г. до н. э. —220 г. н. э.), учтя неудачу своего предшественника, решили не бороться с конфуцианцами, а пойти на соглашение с ними. Император У-ди (140-87 гг. до н. э.) провозгласил конфуцианство государственной идеологией и в таком качестве оно продержалось вплоть до 1911 г. Но конфуцианство, ставшее господствующей догмой Китайской империи, существенно отличалось от действительной проповеди Конфуция. К этическим положениям раннего конфуцианства были добавлена космологические спекуляции, восходившие к даосизму и некоторый другим натуралистическим учениям, и всей этой смеси были приданы черты религии. Если в раннеконфуцианской мысли религия не играла существенной роли, то впоследствии возникла концепция в которой небо фигурировало как Божество, обладающее моральным сознанием и внимательно следящее за всем, что происходит на Земле. Религиозным ореолом была окружена и особа императора— «сына Неба», который, находясь в центре космологической троицы — Неба, Земли и Человека, соединяет их между собой, и, буду" исполнителем воли Неба, обеспечивает своим справедливым управлением неукоснительную последовательность явлений природ". В то время как Конфуций первенствующее значение в государстве придавал народу, в императорском конфуцианстве (такое название) получила эта идеология в литературе) основой государства признавался правитель. Трансформировался и идеал благородного челове­ка. Господствующее значение приобрела тенденция, превращавшая его из странствующего рыцаря человечности в образцового чинов­ника, главное качество которого — готовность к слепому и беспре­кословному повиновению указаниям начальства.

Очень важной оказалась особенность конфуцианства, которая сыграла огромную роль для обеспечения устойчивости Китайской империи. Речь идет о конфуцианском тезисе, согласно которому те, кто принимает участие в управлении, должны быть образованными людьми. Провозглашение конфуцианства государственной идеоло­гией сопровождалось, как сообщают источники, широким развити­ем образования и разработкой системы экзаменов, которые долж­ны были выдержать те, кто претендовал на занятие сколько-нибудь значительной чиновничьей должности.

Конечно, нельзя забывать ни о привилегиях, которые (особенно поначалу) облегчали доступ в ряды бюрократии отпрыскам знат­ных фамилий, ни о том, что многолетнее изучение конфуцианских икон требовало немалых денег, которые, как правило, не под силу собрать простому человеку. И все же остается непреложным фактом, что уже со II в. до н. э. китайское чиновничество вербовалось на основе не столько происхождения, сколько определенных способностей. Это обеспечивало высокий для древности и Средневековья уровень правящей элиты. Экзамены создавали вполне иную возможность продвижения для способных выходцев из низов. Об этом свидетельствует и китайская художественная литература, одним из излюбленных сюжетов которой является быстрое возвышение после выдержанных экзаменов бедного, но талантливого молодого человека.

Разработка системы экзаменов, предназначенных для вербовки в ряды чиновничества способных людей, имела важнейшие по­следствия для судьбы китайской государственности и культуры. Она способствовала культурному объединению и сплочению страны, ибо все, кто стремился принять участие в управлении, обязаны были пройти один и тот же курс обучения. Это же единообразие стало одной из причин интеллектуального застоя. Но важно и дру­гое. Поскольку для способных людей эта система открывала путь к продвижению, они делались ревностными поборниками су­ществующего порядка. В этом состояло глубокое отличие ситуации, сложившейся в Китае, где среди образованных слоев социальный протест был совершенно исключен, от ситуации в Европе, где важ­ным моментом, толкавшим лучшие умы на критику существующе­го строя, было сохранение вплоть до XVIII-XIX вв. аристократи­ческих привилегий. Мало того, система выдвижения способных людей в Китае способствовала обеспечению поддержки существую­щему строю даже известной частью эксплуатируемых низов, считавшей этот строй в основном справедливым и относившей его несовершенство за счет злоупотреблений отдельных чинов­ников.

В итоге можно сказать, что философия конфуцианства крайне сложна и до сих пор слабо разработана. Однако в идеях раннего конфуцианства исследователи обнаруживают истоки китайской гу­манистической традиции, продолжением которой явились труды ряда мыслителей Средневековья и Нового времени.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...