Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и сия системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). В философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет Вед». («Настика», соответственно, означает противоположное.)
К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными потому, что признают авторитет Вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодокс&чьмым системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы: материалистическая (типа чарвака), буддизм и джайнизм. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед.
Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают Веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет Вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции Вед.
Традиции Вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную (карма и джняна). Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию Вед, что-бы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне Вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений Вед. Поскольку эти школы являлись по существу непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом «миманса», и только ради точности одна из них носит название «пурва-мимансы» (или «карма-мимансы»), а другая — «утра-мимансы» (или «джняна-мимансы»). Однако более употребительными наименованиями этих школ, соответственно, являются «миманса» и «веданта», поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.
Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в тоже время не оспаривали авторитета Вед и стремились показать, что текст Вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чарвака, буддизм и джайнизм, возникшие главным образом в противовес учению Вед, естественно, отвергали их авторитет.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!