Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) жил в период разобщенности Китая, когда политической реальностью была не Поднебесная империя, а город-государство. Это небольшой но размерам полис (лишь в крупнейших городах число дворов доходило до нескольких тысяч), населенный в основном земледельцами и в значительно меньшей мере ремесленниками и торговцами. Высший слой здесь состоял из знатных родов, находившихся в родстве с правящей династией и живших за счет доходов от передававшихся им в кормление сельских общин. В городе-государстве отношения между правителем и подданными носили в значительной мере личный характер. Этим объясняется глубоко проникшее в мышление древних китайцев представление о государстве как о большой семье, нашедшее отражение в древнекитайском языке, где одним из терминов, обозначавших государство, было слово «государство-семья». Народ в городе-государстве играл несравненно более активную роль, чем в позднейшей империи. Хотя в обычное время правитель делил власть со 31 гатью, в опасные моменты на сходки собирался вооруженный народ, без одобрения которого правитель действовать не осмеливался. Наиболее дальновидные представители знати в своих речах постоянно подчеркивали, что от народа зависит судьба правителей, советовали заботиться о народе и предостерегали от попыток навязать ему волю силой оружия.
Такая политическая обстановка привела к убеждению, что народ находится в тесной связи со сверхъестественными силами, с небом и с духами.
Кроме города-государства, в VI-V вв. до н. э. огромную роль в жизни древнекитайского общества играла организация клана. Это Рыла патронимическая организация, объединявшая происходившую от общего предка группу родственных семей, между которыми существовало иерархическое подчинение, но которые в то же время Выли связаны общностью интересов. Считалось, что клан несет ответственность за действия всех своих членов, и этим объясняются встречающиеся в источниках сведения об истреблении всего рода, если кто-либо из членов обвинялся в тяжких преступлениях. Наличие связанной родственными узами мощной организации, как и факт органической связи между структурой клана и системой социальных рангов, существовавших в то время в Древнем Китае, — все это укрепляло представление о принципиальной идентичности семьи и государства.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!