Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музицирование в кадетских корпусах



Рассмотрим опыт обучения кадетов игре на музыкальных инструментах это, основываясь на архивных источниках и материалах периодической печати тех лет, на примере Второго Петербургского кадетского корпуса и некоторых других, нестоличных учебных заведений.

Во Втором Петербургском корпусе работало пять музыкантов под руководством опытного специалиста Н. И. Казанли. Роль музыкальных занятий он видел в развитии у учащихся «...эстетического чувства и восприимчивости к замечательным произведениям музыкального творчества...» Обучение игре на скрипке и виолончели начиналось в данном корпусе с I – II классов, на флейте и кларнете – с III класса, на медных духовых – с IV класса. На скрипке обучалось 35–40 человек, из них 3–4 ученика позднее переводились на альт. На первоначальном этапе занятий уроки проводились небольшими группами четыре раза в неделю, по полчаса с каждой группой. На этих занятиях учащимся показывался тот или иной прием игры, который затем отрабатывался с каждым учеником отдельно. После овладения учащимися элементарными основами игры, начинались индивидуальные уроки – 2 раза в неделю по часу. Но групповая форма занятий продолжала иметь место и в последующий период обучения. Аналогичным образом проводились уроки обучения игре и на других инструментах – струнных, духовых.

Наиболее подготовленные воспитанники постепенно вводились в оркестры. Их во Втором Петербургском корпусе было четыре – струнный, два духовых (основной – из учащихся старших классов, подготовительный – из учащихся средних классов) и оркестр балалаек. Струнный оркестр состоял из шести-восьми первых скрипок, такого же числа вторых скрипок, трех-четырех альтов, стольких же виолончелей, двух контрабасов. В состав этого оркестра входили также четыре флейты, пять кларнетов (разного строя), по две валторны и трубы, тромбоны, две литавры, тарелки, большой и малый барабан – всего около 50 исполнителей. В духовых оркестрах играло до 40 кадетов в каждом. Общее количество обучавшихся игре на различных инструментах в данном корпусе было в среднем в два раза больше, чем требовалось для полных составов существовавших здесь оркестров.

Выбирая пьесы для учебной работы со струнным оркестром, Н. И. Казанли, по его словам, стремился дать кадетам сочинения, «... способные пробудить не только любовь и интерес к искусству, но и потребность заниматься им серьезно». Среди произведений, разученных данным оркестром, были первая часть симфонии № 5 Й. Гайдна, увертюра к опере «Похищение из Сераля» В. Моцарта, менуэт из струнного квартета Л. Бетховена, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», увертюра и финал из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

Достаточно широко обучение кадетов инструментальной игре было поставлено в Полоцком корпусе. Здесь существовало два ученических оркестра. В струнном играло 32 человека, в духовом – 48. С духовым оркестром этого корпуса были разучены хор поселян из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, песня Леля и шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, одна из пьес сюиты «Кавказские эскизы» М. М. Ипполитова-Иванова, фрагменты из опер «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Жизнь за царя» М. И. Глинки. В репертуаре духового оркестра было большое количество маршей. Струнный оркестр данного корпуса исполнял увертюру к оперетте «Легкая кавалерия» Ф. Зуппе, увертюру к опере «Милосердие Тита» В. Моцарта, «Серенаду» Ф. Шуберта, отдельные номера из опер «Князь Игорь» А. П. Бородина и «Пиковая дама» П. И. Чайковского. В корпусе практиковалось ансамблевое музицирование – игра дуэтами, трио, квартетами.

В Ярославском кадетском корпусе также существовали струнный и два духовых оркестра. По мнению их руководителя занятия в оркестрах особенно способствуют воспитанию у мальчиков и юношей интереса к музыке. «Играя в оркестре, – писал он, – каждый учащийся сознательно может видеть свои труды даже при исполнении второстепенной партии и это сознание, что он приносит свою пользу в общей игре, развивает в нем охоту к занятиям, также любовь к музыке». Руководитель оркестров считал особенно полезным разучивать с детьми музыку из оперных произведений, поскольку, по его мнению, она «имеет громадное влияние на художественное развитие человека». В репертуаре духовых оркестров корпуса были фрагменты из опер «Травиата» Дж. Верди, «Рогнеда» А. Н. Серова, марш Тореодора из оперы «Кармен» Ж. Бизе и ряд популярных в те годы оркестровых пьес.

В 1900-е годы в российских корпусах получило распространение обучение кадетов игре на народных инструментах, главным образом на балалайках. Из обучающихся также создавались ансамбли и оркестры. «Хоры балалаек» существовали, например, во всех Петербургских корпусах, включая Пажеский, – в Донском, Омском и некоторых других учебных заведениях.

Приведем, основываясь на материалах отчетов инспекторов Главного управления военно-учебных заведений, некоторые данные о качестве игры ученических оркестров и отношении кадетов к музыкальным занятиям. «Все вещи были проиграны кадетами образцово; оркестр звучал стройно... Кадеты относятся к делy не только охотно, но и с любовью» (о духовом оркестре Перво-Московского корпуса); «оба оркестра звучали превосходно: стройно и уверенно... Видна со стороны любовь кадет любовь к музыке, и они стремятся скорее попасть в оркестр» (о струнном и духовом оркестрах Донского корпуса); занятия в струнном оркестре ведутся «образцово», кадеты «играют чисто, музыкально», также – в духовом оркестре: «Во всем видна большая любовь и внимательность к этим занятиям как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся кадет» (Одесский корпус).

Позитивную оценку игре ученических оркестров и отношению к ним кадетов дают в своих воспоминаниях и бывшие воспитанники корпусов. Так, один из них пишет: «...У нас в Суворовском корпусе духовой оркестр был предметом особого внимания со стороны начальства и пользовался исключительной, неизменной любовью кадет. Духовой оркестр на протяжении многих лет играл отлично». Выпускник Донского корпуса Б. В. Прянишников отмечает, что ученический оркестр этого учебного заведения «звучал очень хорошо».

Результаты обучения кадетов игре на музыкальных инструментах (как и обучения пению) показывались на итоговых испытаниях (экзаменах), которые проводились во всех корпусах а апреле – мае каждого года. Эти испытания проходили в форме открытого концерта, на который приглашались преподаватели корпуса, родители и родственники учащихся. О дне проведения экзамена и его содержании (программах выступления коллективов) директора корпусов заблаговременно сообщали руководству военного ведомства.

Вот некоторые данные, характеризующие количественную и содержательную стороны испытаний по музыке.

В 1909 году на итоговом испытании во Втором Петербургском кадетском корпусе выступило пять ученических коллективов: два хора (церковный – 80 человек, корпусной – 340 человек) и три оркестра (струнный – 40 человек, духовой – 45 человек, народных инструментов – 16 человек). О программах выступлений этих коллективов свидетельствует экзамен 1911 года. Церковным хором были исполнены «Слава Единородный» П. И. Чайковского и «Многолетствование» П. Г. Чеснокова. В исполнении корпусного хора прозвучали «Прощание охотника» Ф. Мендельсона и «Озеро спит» Р. Пфейля. Струнный оркестр исполнил марш из балета «Роксана» Л. Ф. Минкуса и фрагменты из оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Русские народные песни и танцы («Светит месяц», «Барыня», «Во пиру была») и один из вальсов В. В. Андреева прозвучали в исполнении оркестра балалаек.

В отдельных корпусах на испытаниях наряду с хорами и оркестрами выступали солисты и ансамбли. Так, в частности, было в Николаевском Петербургском кадетском корпусе, где на одном из экзаменов прозвучал, романс «Северная звезда» М. И. Глинки (соло на баритоне) и два дуэта («Горные вершины» А. Г. Рубинштейна и «Песня без слов» Ф. Мендельсона) в исполнении на духовых инструментах. Завершались годичные испытания в большинстве своем объединенным выступлением ученических хоров и оркестров. При этом как в столичных, так и в губернских корпусах наиболее часто исполнялось два произведения – «Славься» М. И. Глинки и «Боже, царя храни» А. Ф. Львова.

Изучение материалов, характеризующих опыт музицирования в корпусах, дает основания для следующих обобщений.

В конце XIX – начале XX века во всех кадетских корпусах России проводилось обучение воспитанников игре на музыкальных инструментах. Количество обучавшихся составляло от четверти до половины общего числа кадетов. С учащимися проводились индивидуальные, групповые и коллективные занятия, преимущественно на оркестровых инструментах – струнных, духовых. Учебными заведениями, как правило, приобреталось достаточное количество этих инструментов. Из обучавшихся создавались оркестры, в каждом корпусе существовало два-три разного вида оркестра. Обучение учащихся осуществлялось в большинстве своем на высокохудожественных образцах отечественного и зарубежного музыкального искусства. Значительное место в репертуаре оркестров занимала оперная музыка, а также популярные в те годы инструментальные сочинения, в том числе военные марши. Музыкальные произведения нередко разучивались в облегченных переложениях, выполненных в соответствии с исполнительскими возможностями конкретных ученических оркестров. Уровень исполнительской культуры большинства кадетских оркестров был достаточно основательным, а некоторых – весьма высоким.

Чем интересен для современности опыт музыкального образования, имевший место в российских кадетских корпусах дооктябрьской поры?

Думается, в первую очередь, своей исходной установкой на воспитание разносторонне образованного человека, обладающего и высокой художественной, шире – эстетической культурой. Данный опыт показывает, каким могло бы быть место музыки в современной общеобразовательной школе – значительным, постоянным, при котором ученики могли бы обучаться этому искусству в течение всех лет их школьной жизни, от первого до последнего класса.

Представляется чрезвычайно важной существовавшая в кадетских корпусах практика по созданию условий для раскрытия потенциала личности каждого учащегося, развития его наклонностей и способностей, в том числе в области музыки. По существу, многие кадетские корпуса будучи общеобразовательными учебными заведениями, являлись в то же время своеобразными музыкальными школами, представлявшими возможность всем желающим основательно обучаться музыке, в том числе игре на различных музыкальных инструментах. Сегодня не могут не привлекать внимания и некоторые другие подходы к музыкальному образованию, культивировавшиеся в корпусах. Среди них – курс на приобщение учащихся к музыке через ее активное исполнение (хоровое, инструментальное), установка на формирование у детей культуры любительского музицирования и как следствие – широкое использование в учебной деятельности групповых и коллективных форм занятий, ориентация на обязательное ознакомление учащихся с музыкальной грамотой, языком музыки, направленность в учебной работе на народное песенное творчество и высокие образцы отечествен зарубежного музыкального искусства, курс на систематическое ознакомление мальчиков и юношей с оперной, камерной и симфонической музыкой.

В этом видится ценность музыкально-образовательной практики, существовавшей в российских кадетских корпусах столетие назад.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 944 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...