Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поющие кадеты



Кадетские корпуса относились к числу тех учебных заведений дореволюционной России, в которых обучение музыке было поставлено очень основательно. Многим выпускникам данных школ была присуща подлинная музыкальная образованность – они знали и любили музыку, умели музицировать, являлись грамотными слушателями и ценителями этого искусства. Опыт российских корпусов по музыкальному образованию кадетов сегодня малоизвестен и почти не используется в образовательной практике. В настоящей статье раскрывается один из аспектов этой большой темы – обучение кадетов хоровому пению. Основу статьи составили неопубликованные источники, хранящиеся в центральных архивах страны.

Сначала несколько штрихов к портрету данных учебных заведений.

В начале XX века в России насчитывалось 30 кадетских корпусов, включая общие классы Пажеского корпуса. Четверть корпусов находилась_в столицах, остальные – в крупных провинциальных городах. Это были мужские средние общеобразовательные школы закрытого (интернатного) типа, в которых одновременно проживало, обучалось и воспитывалось около 13.000 человек. В корпуса принимались мальчики с 10-летнего возраста преимущественно из семей военных. Свыше 90% обучавшихся являлись сыновьями дворян, большинство кадетов, среди которых было значительное число сирот, обучалось за счет казны, остальные – на родительские средства, стипендии различных учреждений или частных лиц.

Учебный курс в кадетских корпусах продолжался семь лет и осуществлялся по образовательной грамме, во многом схожей с Программой реальных училищ. Он был профессионально ориентированным, нацеленным на подготовку мальчиков к дальнейшему обучению в военных училищах. Корпуса находились в ведении Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗа) военного министерства, которое регламентировало все стороны их деятельности.

Образовательно-воспитательная доктрина кадетских корпусов основывалась на ценностях дворянской культуры. В число этих ценностей входила широкая образованность, просвещенность в сфере художественной культуры, в том числе музыки. В связи с этим вопросы теории, методики и практики приобщения кадетов к музыкальному искусству разрабатывались ГУВУЗом столь же тщательно, как и проблемы их умственного, нравственного или физического развития.

В начале 1890-х годов специальная комиссия подготовила для кадетских корпусов пакет нормативных и программно-методических материалов по музыкальному образованию, основным среди которых было «наставление по пению и музыке». Музыкальное искусство трактовалось в этих материалах как важнейший фактор духовного воспитания и развития кадетов, а музицирование, прежде всего певческая деятельность, как наиболее эффективный путь введения детей в мир музыки.

Исходя из этих идей, во всех российских корпусах были введены уроки хорового пения. Они являлись обязательными для всех воспитанников, преподавались дважды в неделю в течение всего периода обучения. В первые два года эти занятия проводились с каждым классом отдельно (они назывались «классным пением»). В III – VII классах из всех учащихся создавался общий хор и занятия проводились с этим коллективом (такие уроки назывались «корпусным пением»). Работа с корпусным хором рассматривалась как продолжение классных уроков пения. Корпусное пение проводилось не только в форме общих занятий, но и в виде «частных спевок» – отдельных уроков с тем или иным классом или хоровой партией.

Обучение «классному» пению начиналось с разучивания по слуху простейших одноголосных молитв и песен. Но уже с первого года занятий детей приучали к элементарному двухголосному пению, во втором классе – к трехголосному. Обучение мальчиков азам певческого искусства осуществлялось одновременно и в тесной связи с изучением теоретических основ музыки. На уроках проводились ритмические и мелодические диктанты, дети систематически упражнялись в сольфеджировании, в пении по нотам простейших церковных песнопений и светских песен.

В средних и старших классах продолжалась работа по дальнейшему ознакомлению кадетов с элементарной теорией музыки, развитию у них музыкальности, навыков многоголосного пения. В содержание хоровых занятий входило разучивание церковных песнопений, народных песен, произведений отечественных и зарубежных авторов (в том числе исторической, военной, патриотической тематики), несложных хоров из опер. Во всех корпусах разучивались (сначала на уроках классного пения – одноголосно, а в последующем на занятиях общекорпусного хора – многоголосно) несколько обязательных произведений: национальный гимн «Боже, царя храни» А. Ф. Львова, гимн «Коль славен наш царь в Сионе» Д. С. Бортнянского, хор «Славься» М. И. Глинки. Эта музыка исполнялась всеми кадетами на торжественных мероприятиях, проходивших в корпусах.

Приведем несколько примеров, дающих представление о содержании и уровне хорового обучения в средних и старших классах кадетских корпусов. Один из военных инспекторов, побывав на хоровом занятии второй роты 2-го Московского корпуса (где пели учащиеся III-V классов) и прослушав в их исполнении несколько трех-четырехголосных молитв и песен, отмечал: «Стройное пение такой массы [воспитанников] свидетельствует о большой работе преподавателя». Другой инспектор, после посещения уроков хорового пения в Киевском корпусе, писал: «Я слышал трехголосное пение IV, V и VI классов и ротный хор I роты... Поют хорошо, в особенности I рота...». Вот еще одно свидетельство министерского чиновника: «В третьем московском корпусе 29 кадет VI класса (из 39 общего состава) пели при мне легкую музыкальную пьесу почти a livre ou vert (с листа), результат, до настоящего времени считающийся многими учителями недостижимым».

Об основательном уровне певческого обучения, существовавшем в кадетских корпусах, говорят в своих воспоминаниях и бывшие воспитанники этих учебных заведений. Так один из питомцев Полтавского корпуса, вспоминая ученические годы, писал: «Мы могли петь часто довольно сложные вещи всем корпусом (выкинув человек 10 уже явно неспособных ни к какому пению), что и проделывали на больших концертах, производивших довольно внушительное впечатление. В годовщину Полтавской битвы... весь корпус... мог спеть труднейшую кантату на украинском языке..., написанную в старинных ладах».

Для немалого числа кадетов общение с хоровым искусством не ограничивалось уроками классного и корпусного пения, но продолжалось на занятиях церковного хора. Такие хоры существовали в каждом кадетском корпусе. Их основное назначение состояло в том, чтобы петь на богослужении в корпусном храме. В данные коллективы зачислялись учащиеся, обладавшие хорошими вокальными и музыкальными данными, – по их желанию, а также по рекомендации педагогов. Количественно церковные хоры были достаточно многочисленными. В среднем в каждом из них участвовало до 50 мальчиков и юношей. В отдельных корпусах (например, втором Петербургском, Донском) хор певчих достигал 80–100 и более человек.

За годы пения в церковном хоре воспитанники знакомились с большим числом различных сочинений – от обиходных напевов до крупных музыкально-духовных произведений. В репертуаре каждого хора в среднем было до 40 таких сочинений. Наиболее часто разучивались произведения Г. Я. Ломакина, А. Ф. Львова, П. И. Турчанинова и особенно Д. С. Бортнянского. Например, в хоре Воронежского корпуса значилось 28 его сочинений, Донского – 25, Второго Оренбургского – 22 (в том числе четыре хоровых концерта). Хоры исполняли также отдельные части из крупных духовных сочинений П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. В 1910-е годы руководители хоров все чаще обращались к произведениям композиторов нового направления в русской церковной музыки, особенно А. Т. Гречанинова и П. Г. Чеснокова.

Сохранились свидетельства, характеризующие качество пения ученических церковных хоров. Вот некоторые из этих свидетельств: хор невелик, но «в отношении звучности поет очень хорошо» (о хоре Киевского корпуса); «исполнение музыкальное, без ложной экспрессии, хор звучит красиво, но не всегда достаточно piano» (о хоре Орловского корпуса); «каждая вещь отделывается основательно», хор поет «стройно и уверенно» (о хоре Первого Московского корпуса).

В большинстве кадетских корпусов на базе церковных хоров создавались светские хоры. В них участвовали, кроме певчих церковного хора, наиболее подготовленные певцы из общекорпусного хора. По числу поющих эти коллективы были в среднем на треть больше состава церковных хоров.

Светские хоры разучивали родные песни, оригинальные хоровые сочинения отечественных и зарубежных авторов, произведения крупной формы. Наиболее часто исполнявшимися были кие сочинения, как и «Легенда» П. И. Чайковского, «Ночка» А. А. Архангельского, «За реченькой яр хмель» А. Т. Гречанинова. В программе почти каждого кадетского хора значилась музыка из опер русских композиторов. Чаще всего разучивался хор «В бурю, во грозу...» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Да здравствует наш князь... из оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, хор «Ой, не буйный ветер…» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина. Особенно любим кадетами был хор «Ноченька» из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна. Вот как об исполнении этого произведения светским xoром Донского корпуса писал один из сотрудников военного ведомства»: «Ноченька» была исполнена великолепно, кадеты блеснули соим pianissimo... Мощные звуки детских голосов наполняли зал и производили на слушателя чарующее впечатление».

В практике хорового обучения кадетов, как всяком живом деле были свои трудности, противоречия, недостатки. Благодаря длительной работе педагогов-музыкантов, заинтересованному отношению директоров корпусов проблемы во многом преодолелись. Хоровое дело в данных школах постепенно ширилось и развивалось. В активном общении с произведениями хорового искусства, светского и церковного, происходило духовное взросление детей – важнейший результат всей проводившейся в корпусах работы по музыкально-певческому воспитанию кадетов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1074 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...