Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальное образование



Система музыкального образования, созданная в России в XVIII в., продолжала формироваться и развиваться в XIX в. Успешно функционировали все учебные заведения Петербурга и Москвы, основанные в XVIII в. По примеру столичных институтов подобные открывались на периферии. Гуманитарная основа российского образования обусловила общепросветительскую направленность институтов, широкий круг изучаемых в них дисциплин.

В педагогике успешно решалась проблема целостного воспитания и обучения: был заложен фундамент для практического воплощения концепции универсализма в процессе подготовки специалистов, в которой музыка мыслилась как неотъемлемый фактор гуманитарного образования.

Ведущими задачами музыкального просветительства, под влиянием которого формировалось музыкальное образование в России XIX в., стало художественное воспитание слушателя, приобщение к «высокому» искусству большого круга любителей музыки и одновременно – развитие музыкального профессионализма, создание кадров хорошо обученных специалистов.

Подготовка музыкальных кадров велась в Академии художеств, в петербургском Театральном училище – кузнице музыкантов (певцов, оркестрантов). Педагогами этих учебных заведений были поставлены вопросы целостного воспитания и обучения, создания национальной школы, дифференциации общего и спе­циального образования.

Дети из дворянских семей поступали в Театральное училище в Москве, где готовились к исполнительской деятельности. Обучение музыке детей-сирот проходило в воспитательных домах (Московский Воспитательный дом). Одним из крупнейших очагов музыкального образования была Петербургская придворная певческая капелла, в которой протекала педагогическая деятельность Д. Бортнянского, занимавшего пост директора до 1825 г.

Среди просветительских учебных заведений широкого гуманитарного профиля особая роль принадлежала пансионам, в частности, Московскому Благородному пансиону и Петербургскому – при Главном педагогическом институте. Содержание обучения определялось тремя факторами: во-первых, «научить детей и просветить их разум полезными знаниями»; во-вторых, «вкоренить в их сердце благонравие»; в-третьих, «сохранить здоровье и доставить телу возможную крепость».

Пансионы органично были связаны с университетами. Их питомцы жили в атмосфере высоких идеалов просвещения, что создало предпосылки для расцвета русской культуры, развития подлинных интеллектуалов. Выпускники благородных пансионов составили цвет русской культуры конца XVIII начала XIX в.: В. Жуковский, А. Ермолов, А. Грибоедов, М. Лермонтов, М. Каховский, М. Бестужев-Рюмин, С. Трубецкой, В. Раевский, М. Глинка.

В связи с возникновением и развитием классической национальной школы в музыке, литературе, живописи в XIX в. перед музыкальным образованием встали новые задачи, в частности, проблема дифференциации общего и специального образования.

В те времена в России не было специальных музыкальных школ, но с целью развития музыкального просвещения во многих учебных заведениях вводили занятия музыкой. Музыкальные классы имелись при университетах, в Академии художеств, в театральных училищах, дворянских женских институтах, кадетских корпусах, губернских гимназиях. Обучение фортепианной игре в них велось на профессиональном уровне, поэтому из этих учебных заведений выходили не только любители музыки, но и будущие профессионалы. В Петербурге, Москве и других городах открывались также частные школы, где могла учиться городская молодежь независимо от своего происхождения. Введение музыкального образования в систему общеобразовательных учебных заведений имело, безусловно, положительное, прогрессивное значение для становления музыкальной культуры.

Значительную роль в отечественном образовании и педагогике сыграло Русское Музыкальное общество (РМО), ставившее своей целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Именно по инициативе РМО открывались музыкальные классы, консерватории не только в Петербурге и Москве, но и других городах России.

Создание первых в России консерваторий в Петербурге(1862) и Москве (1866) стало одной из важнейших вех в истории отечественной музыкальной культуры, послужило началом высшего профессионального музыкального образования. Первые педагоги русских консерваторий стремились выработать такую систему обучения, которая помогала бы дальнейшему подъему национального искусства. Всемерно способствовала росту авторитета русской музыкальной школы на международном уровне педагогическая деятельность братьев А. и Н. Рубинштейнов, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева, Ф. Лешетицкого, А. Лядова, А. Аренского и других прославленных музыкантов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1117 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...