Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скрипичная педагогика



Первые образцы итальянской профессиональной музыки для скрипки – ансамблевые произведения XVI в. В них еще не ярко выявлены технико-выразительные возможности скрипки.

В XVII в. формирование скрипичного искусства продолжалось в рамках оркестровой и ансамблевой музыки. Участие скрипки в оперном оркестре повлияло на развитие ее кантиленных и технических свойств. Во второй половине XVII столетия в Болонье сложилось направление в итальянской музыке, сыгравшее важнейшую роль в формировании и развитии жанров сольной сонаты и инструментального концерта.

Расцвет Болонской школы связан с творчеством Арканджело Корелли (1653-1713), одного из создателей классическоготипа conserto grosso, сонат для скрипки с сопровождением, трио-сонаты. Kaк виртуоз он был основателем «римской школы», положившей начало «золотому веку» скрипичного искусства.

Его дело продолжил Антонио Вивальди (1678-1741) – композитор, скрипач, педагог. Многие годы его педагогическая деятельность была связана с музыкальной семинарией при консерватории в Венеции, где он обучал учеников игре на скрипке и «английской виоле» руководил оркестром и хором. Вклад Вивальди в создание сольного скрипичного концерта был признан современниками в Италии и за границей. Он прославился как скрипач-виртуоз, мастер импровизированных каденций в своих концертах.

Основной формой скрипичной педагогики в странах Западной Европы было частное преподавание, но инструменталистов готовили церковные и светские школы. Одна из них – «Школа высшего мастерства» Джузеппе Тартини (1692-1770), со­зданная в 1727 г. Обучались в возглавляемой им музыкальной академии в Падуе не только итальянцы, но и иностранные музыканты. Теоретические воззрения композитора и педагога раскрываются в работах «Письмо к ученице», «Правилах движения смычка», «Искусство смычка». В этих работах Тартини разрабатывает вопросы штриховой техники, «свободной орнаментики», искусства импровиза­ции, усовершенствования смычка.

Ученик А. Корелли – Франческо Джеминиани (1687-1762), развивший теорию аффектов, изложил свои эстетические принципы в труде, имеющем педагогическую направленность: «Искусство игры на скрипке» (1751). В этой книге были отражены новаторские приемы, которые он использовал при исполнении различных произведений. К ним относятся советы по выбору аппликатуры, точному интонированию полутонов как основы для выработки интонации. Джеминиани создал также учебники композиции, аккомпанемента, школы игры на гитаре.

Проблемы совершенствования технического мастерства в скрипичном искусстве интересовали Пьетро Локателли (1695-1764) – скрипача-виртуоза и педагога. Он разрабатывал новые аппликатурные приемы, совершенствовал пассажную технику, технику двойных нот, аккордов, арпеджио.

Композиторское творчество братьев Бенда развивалось под влиянием Тартини. Из династии музыкантов-исполнителей была и семья Лауренти. Подготовка исполнителей велась в консерваториях Италии, а также в метризах Франции, в городских школах Чехии, в «Институте бедных школьников» в Германии. В таких учебных заведениях помимо общего образования преподавалось пение, игра на инструментах, теория музыки. Из числа учащихся вышли многие выдающиеся композиторы и исполнители. Скрипичную педагогику Франции ярко характеризует «школы» М. П. Монтеклера «Легкая метода игры на скрипке» (1712), П. Дюпона «Принципы скрипки» (1718), рассчитанные на начальный этап обучения. В них включались обширные сведения об инструменте, строе, нотописи, о постановке скрипки и смычка. Эти школы предназначались для широкого круга любителей и созданы в жанре самоучителя.

В 1738 г. была издана «Школа» М. Коррета (1709-1795), состоявшая из двух частей. Первая – введение общего характера, вторая – методика обучения. Автор школы указывает на два способа держания скрипки и смычка – французский и итальянский, не отдавая предпочтения ни тому, ни другому. Итальянские и французские скрипичные школы развивались в тесном взаимодействии.

Наиболее значительной в Германии ХУШв. явилась «Скрипичная школа» («Grurdliche Violinschule»,1756 г.) Леопольда Моцарта. На формирование его педагогических взглядов большое влияние оказала Мангеймская школа, но многое он заимствует и у итальянцев (Тартини и Монателли). В этой работе Л. Моцарт пытается решить задачу всестороннего развития и воспитания оркестрового скрипача. Он останавливается на развитии у ученика чувства ритма, слуха, указывает на необходимость музыкального воспитания до начала обучения игре на скрипке, критикует механические приспособления, применяемые для «облегчения» интонирования. Для постановки пальцев на гриф автор рекомендует упражнение, именуемое «грифон Джеминиани», что говорит о близости его взглядов с педаго­гическими взглядами сторонников итальянской школы.

Школа Л. Моцарта являлась не только руководством по технике игры, но и трактатом по музыкальной эстетике, исполнительству. Бесспорна связь этого исторического труда с «Опытом об истинной игре на клавире» Ф. Э. Баха. Особую важность приобретают рассуждения Л. Моцарта о технических навыках ученика, определяемых исполнением; способы звукоизвлечения должны быть таковы, чтобы звук вызывал ассоциации с простым естественным пением. Свой дидактический опыт Л. Моцарт воплотил в стройную систему упражнений и рекомендаций. По его убеждению, ученику следует трудиться с напряжением, и занятия не могут быть легкими. Разработка Моцартом вопросов, связанных с развитием музыкальной памяти, природных способностей и музыкального мышления в целом, обусловила особую ценность этого труда.

В XIX столетии романтизм как ведущее художественное направление отразился на всех видах искусства, определил специфику исполнительских школ, педагогических систем и методик. Виртуозно-романтическое направление в скрипичном искусстве характеризовалось обогащением средств выразительности, развитием виртуозной фактуры, популярностью жанров фантазии и вариаций на оперные темы. Новая эпоха сформировала новый тип исполнителя-виртуоза-композитора.

Одним из ярких представителей виртуозно-романтического стиля стал Николо Паганини (1782-1840), утвердивший в исполнительстве особую роль фанта­зии и вдохновения, расширивший круг выразительных и технических средств. Важно отметить особенности аппликатурных принципов, найденных Паганини, богатство штриховой палитры.

Школа Парижской консерватории занимала одно из ведущих мест в развитии скрипичной педагогики. Педагоги П. Байо, П. Роде, Р. Крейцер – известные скрипачи, были авторами школ, этюдов, каприсов. Разработанная ими «Скрипичная метода» (1802), а также школа П. Байо «Искусство игры на скрипке» (1834) определили дальнейший путь французской скрипичной педагогики.

Ориентация на классицизм характеризовала исполнительскую и педагогическую деятельность немецких скрипачей Людвига Шпора (1784-1859) – главы кассельской школы и создателя скрипичной «Школы» (1834) и его ученика Фердинанда Давида (1810-1873), популяризатора творчества Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2855 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...