Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виолончельная педагогика



Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце XVI в. В трио-сонатах Дж. Торелли, А. Корелли виолончель используется раньше, чем в других жанрах. Первоначально этот инструмент озвучивал цифровой бас в оркестре и ансамбле, создавая гармоническую опору. История собственно виолончельной педагогики началась с Джованни Габриэли (1556-1612), который создал первые сольные произведения (ричеркары) для этого инструмента и занимался изучением его технических возможностей. Постепенно конкурируя с гамбой и испытывая одновременно влияние гамбовой культуры, виолончель завоевывала приоритетные права в исполнительском искусстве.

В XVIII в. наряду с основанной Корелли в Риме скрипичной школой, появилась и виолончельная. Мастерами виолончельной педагогики были Джованни Батиста Бонончини, А. Франческьело, Дж. Констанци.

Традиции этого направления отчасти пришли в Неаполь и Венецию. Леонардо Лео (1634-1744) – композитор и педагог неаполитанской школы, в творчестве которого проявилось влияние музыки А. Скарлатти. Среди его учеников был Н. В. Пиччини.

В развитии инструментальной музыки XVIII в. велика роль итальянских композиторов Ф. Джеминиани, А. Вивальди, Д. Тартини, А. Марчелло, Д. Мартини, А. Саммартини). Так, например, Вивальди сделал значительный шаг вперед, создав сольный струнный концерт.

Одной из наиболее ярких фигур в культуре XVIII в. явился Луиджи Боккерини (1743-1805). Он прославился как непревзойденный знаток не только виолончели, но и других струнных инструментов. Разработанная Боккерини виолончельная техника отличается разнообразием и виртуозностью. В произведениях Боккерини для виолончели значительно расширен виолончельный диапазон; он смело использовал высокий регистр, усовершенствовал нотописание для виолончели.

История виолончельного искусства во Франции связана с именами известных французских виолончелистов Ф. и П. Сен-Севенов. М. Коррет – автор первой виолончельной школы «Теоретическое и практическое руководство для изучения в короткое время виолончели в ее особенностях» (1741), способствовал дальнейшему развитию смычкового исполнительства. Виолончель как сольный инструмент утвердилась в концертной практике, что обусловило появление оригинальной художественной и педагогической литературы.

Широкую известность получила музыкально-педагогическая деятельность основателя французской виолончельной школы М. Берто (1700-1771). Его учениками были знаменитые Ж. и П. Дюпоры и Ж. Б. Бреваль. Специфика исполнительского стиля французских виолончелистов и их педагогическая школа оказали значительное влияние на виолончелистов других стран Европы. Стилевое своеобразие исполнительской культуры во многом было связано с характерными особенностями французской виолончельной литературы: элементы танцевальности, грациозность, ритмическая оживленность быстрых частей, романсность кантилены.

В XIX в. виолончельная исполнительская культура активно развивалась и обогащалась благодаря романтическим тенденциям в искусстве. Одно из ведущих мест в эту эпоху заняла французкая виолончельная педагогика, расцвету которой способствовала деятельность Парижской консерватории. На протяжении столетия во Франции было создано не менее пятнадцати виолончельных школ. Наиболее значительные из них школы Ш. Н. Бодио (1773-1849) – профессора Парижской консерватории, П. А. Шевильяра, И. Ф. Рабо. В «Школе» Бодио, созданной в 1826 г., развиваютстя положения «Методов Парижской консерватории»: ориентация на конкретные технические приемы, сознательность и методичность в занятиях. Отдельные ее разделы посвящены украшениям, штрихам, позициям, ставке, двойным нотам, хроматизмам, арпеджио. Среди крупнейших немецких виолончелистов-педагогов и исполнителей необходимо отметить Берхарда Антона Ромберга (1767-1841), способствовавшего становлению виолончельного искусства. Виолончельная педагогика была развита Фридрихом Дотцауэром (1783-1860). Он создал многочисленные виолончельные школы – бесценные для своем времени практические руководства: Виолончельная школа ор. 165, Виолончельная школа для начального обучения ор. 126, Практическая школа игры на виолончели ор. 155 и др.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...