Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Институты благородных девиц (Мариинские женские институты) в дореволюционное время представляли собой среднюю общеобразовательную школу закрытого (интернатного) типа. В России начала ХХ века насчитывалось 34 таких института. Половина из них находилась в столицах, другая – в крупных губернских городах. В данных школах одновременно проживало, обучалось и воспитывалось свыше 10.000 девочек. Они зачислялись в институты по экзамену с 10-летнего возраста и проводили в стенах этих школ семь лет – такова была продолжительность учебного курса. Около половины воспитанниц, среди которых было немало сирот, обучалось за счет казны, остальные – на родительские средства или стипендии различных учреждений и частных лиц. Данные учебные заведения подчинялись Ведомству учреждений императрицы Марии, которое руководило всеми сторонами их деятельности.
Образовательно-воспитательная доктрина Мариинских институтов основывалась на традициях, ценностных ориентациях дворянского сословия, его представлениях об идеале и предназначении женщины. В соответствии с этими представлениями главная миссия женщины виделась в семье, в воспитании детей. Утверждалось, что от уровня образованности матерей в огромной мере зависит «нравственное и умственное направление будущего поколения». В связи с этим считалось необходимым давать девушкам – будущим матерям, наставницам детей – основательное, разностороннее образование и воспитание. Обеспечить его были призваны женские институты. Перед ними ставилась задача взращивать добрых, трудолюбивых, верующих в Бога девушек.
В структуру институтского образовательного курса входили гуманитарные, естественно-научные и художественные дисциплины. Приоритет отдавался гуманитарным предметам. Ведущее место уделялось языкам – родному и иностранным. Треть учебного времени занимали дисциплины художественного цикла, в число которых входила и музыка. Этому искусству уделялось особенное внимание.
Смысл, целевые установки, содержательные аспекты преподавания музыкального искусства в женских институтах были изложены в концепции и «Программе музыкального курса» (утверждена в 1895 г.), разработанных по просьбе мариинского ведомства группой профессоров Петербургской консерватории. Музыка трактовалась в этих документах как важнейший фактор духовного развития детей, как искусство, способное облагораживать души учениц, воспитывать в них чувство изящного, определенные нравственные представления, религиозное начало.
Перед институтами ставилась задача дать всем воспитанницам общее музыкальное образование высокого качества, а одаренным ученицам – углубленную подготовку, обеспечивающую возможность дальнейшего обучения в профессиональных учебных заведениях. Под общим музыкальным образованием понимался процесс развития у детей способности чувствовать и понимать музыку, формирования умений исполнять ее, приобретения знаний в области теории и истории музыки, воспитания музыкального вкуса.
Большинство институтов располагало значительным числом аудиторий для музыкальных занятий. В них устанавливалось по одному-два инструмента, чаще всего рояли. Например, в Оренбургском институте благородных девиц в начале 1900-х годов насчитывалось 16 роялей, Одесском – 38, Московском Екатерининском – 58, Петербургском сиротском – 105 В каждом институте комплектовались музыкальные библиотеки Фонды некоторых из них достигали более двадцати тысяч экземпляров нот, книг, журналов.
Мариинское ведомство рекомендовало институтам привлекать к педагогическом работе с детьми «лучшие музыкальные силы». В большинстве этих школ данная рекомендация находила практическое воплощение.
В столичных институтах в должности старших преподавателей музыки (обязанностью которых являлось общее руководство музыкальным образованием воспитанниц) работали А. Гедике, А. Зилоти, С. Рахманинов, В. Сафонов, А. Скрябин, другие крупные художники. Музыкальные занятия с ученицами проводили известные композиторы, пианисты, дирижеры, в том числе А. Архангельский, А. Гольденвейзер, Н. Метнер, В. Орлов, Г. Пахульский, Н. Черепнин. Многие профессора консерваторий преподавали в мариинских институтах. В провинциальных учебных заведениях к обучению детей также привлекались маститые музыканты, хотя в отдельных институтах наблюдался дефицит в специалистах высшей квалификации. Педагоги-музыканты вместе с учителями рисования и танцев составляли 40% педагогического корпуса данных школ.
Общее музыкальное образование осуществлялось в процессе преподавания двух дисциплин - хорового пения с основами теории музыки и фортепиано.
Уроки хорового пения, проходившие, как правило, дважды в неделю, являлись обязательными для всех учениц в течение всего институтского курса обучения. В младших классах разучивались народные, детские песни, молитвы, в средних и старших классах – песнопения главных церковных служб, хоры из опер, оригинальные сочинения для хора. В числе произведений, наиболее часто исполнявшихся на хоровых уроках, были «Ангел» и «Горные вершины» А. Рубинштейна, «Звезда горит» и «Прощание охотников» Ф. Мендельсона, хор подруг и сцена Антониды из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, хор девушек и свадебный хор из оперы «Русалка» А. Даргомыжского. Постоянным в институтах был интерес к сочинениям П. Чайковского, особенно к циклу «16 песен для детей» и хорам из опер.
Воспитанниц знакомили с основами теории музыки – сначала с нотным письмом, затем всеми видами интервалов, аккордов, гамм, строением музыкальной речи, основными формами и жанрами музыки. Пристальное внимание уделялось формированию умения петь по нотам. На хоровых занятиях девочки много сольфеджировали, писали музыкальные диктанты, учились транспонировать. Освоение теоретических основ музыки тесно связывалось с певческой деятельностью. В результате многие ученицы средних, и особенно старших, классов были подготовлены к тому, чтобы разучить и исполнить по нотам многоголосную хоровую партитуру.
Помимо уроков, немалое число воспитанниц углубленно постигало певческое искусство, участвуя в институтском церковном хоре. Такие коллективы предназначались для участия в богослужениях в институтском храме. В репертуаре церковных певческих коллективов, наряду с песнопениями литургии, всенощного бдения, молебнами и панихидами, были также духовно-музыкальные сочинения крупной формы. Так, хором Смольного института его регент, композитор А. Архангельский, подготовил в 1890-е годы несколько написанных им духовных концертов. В списках сочинений, исполнявшихся церковными хорами институтов, встречаются хоровые концерты Д. Бортнянского.
Уроки игры на фортепиано являлись обязательными и бесплатными дли казенных учениц, факультативными и платными для остальных. Фортепианной игре в среднем обучалось свыше 70% воспитанниц. В каждом столичном институте работало 15-20 педагогов-пианистов, в губернских – наполовину меньше.
Воспитанницы еженедельно получали один индивидуальный получасовой фортепианный урок. Нередко институты, используя собственные финансовые средства, отводили на фортепианное обучение. Два получасовых, а в отдельных случаях – два часовых урока в неделю. Всем обучавшимися представлялась возможность ежедневно в течение часа (реже – получаса) самостоятельно упражняться в игре на рояле.
Позитивную роль в решении организационных вопросов фортепианного обучения играли музыкальные дамы. На эту должность, существовавшую во всех институтах, как правило, назначалась по совместительству одна из преподавательниц фортепиано. Она составляла расписания индивидуальных и самостоятельных уроков, консультировала детей во время выполнения ими домашних задании, осуществляла контроль за соблюдением ученицами графика самостоятельных занятий.
Воспитанницы младших классов разучивали несложные пьесы, обработки народных песен, легкие сонатины, облегченные переложения популярных романсов и фрагментов из оперных сочинений. В старших классах проводилась работа над классическими сонатами, инвенциями И.-С. Баха, другими полифоническими произведениями. Определенное место в репертуаре занимала салонная музыка – популярные в домашнем музицировании пьесы.
Воспитанниц учили играть в ансамбле. В средних и старших классах практиковалось музицирование не только в четыре, но в восемь, двенадцать и более рук. В числе наиболее часто исполнявшихся произведений были восьмиручные переложения танцев из опер М. Глинки, симфоний Й. Гайдна, В. А. Моцарта. Девочек постоянно упражняли в чтении с листа.
Значительное внимание придавалось индивидуализации обучения, созданию условий, при которых воспитанницы могли бы продвигаться вперед в русле собственной «индивидуальной траектории» развития. Обучение строилось с учетом особенностей и реальных возможностей каждой ученицы – на доступном материале и в приемлемом для нее темпе. Воспитанниц не принуждали общим потоком переходить в очередной класс, а переводили на очередную ступень музыкального обучения сугубо индивидуально, по мере от того, в каком общеобразовательном классе они учились.
Особое внимание уделялось одаренным, проявлявшим склонность к музыке воспитанницам. Им давалась углубленная музыкальная подготовка: выделялось дополнительное время для занятий с педагогом и самостоятельной игры на инструменте (до 2-3 часов ежедневно), проводились отдельные уроки фортепьянного или вокального ансамбля, сольного пения; предоставлялась возможность петь в церковном хоре и упражняться в регентовании, часто выступать на концертах. Им разрешалось не посещать отдельные виды общеобразовательных занятий, чтобы освободившееся время использовать для выполнения заданий по музыкальным предметам.
Обязательной составной частью музыкально-образовательною процесса являлись ученические концерты, которые устраивались 2-4 раза в год. На этих концертах (называвшихся по-разному: музыкальное утро, музыкально-литературный вечер, музыкально соревновательный вечер) выступали хоры фортепианные и вокальные ансамбли, солисты, в большинстве своем – учащиеся средних и старших классов.
Приведем в качестве примера одну из типичных программ ученического концерта тех лет. На музыкальном вечере в Тамбовском институте благородных девиц хор учащихся младших классов исполнил русские народные песни «Ах вы, сени, мои сени» и «По улице мостовой». В исполнении хорового коллектива старшеклассников прозвучал хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Несколько сольных пьес было исполнено на рояле, в том числе «Святки» и «Масленица» из цикла «Времена года П. Чайковского, «Рондо в турецком стиле» В.-А. Моцарта. В восемь рук был сыгран «Полонез» М. Глинки. Завершился концерт исполнением на двух роялях «Каприччио» Ф. Мендельсона.
Успешные выступления дарили ученицам радость от пения и игры, оказывали стимулирующее воздействие на дальнейший ход их музыкальных занятий. Младшие воспитанницы, слушая музицирование учениц старших классов, приобретали опыт восприятия музыки. Благодаря концертам складывалась особая культурная атмосфера, благотворно влиявшая на музыкальное развитие детей.
Ежегодный переводной экзамен проводился в присутствии старшего преподавателя музыки по всем разделам музыкального курса. Институтам предоставлялось право устраивать данные испытания не только в конце, но и в течение всего учебного года – по мере готовности учениц.
Содержание и форму экзаменов учебные заведения устанавливали самостоятельно. Например, в Петербургском сиротском институте испытание по фортепиано состояло из двух частей. Сначала сдавался технический раздел экзамена – игрались гаммы, арпеджио, этюды, а через определенное время исполнялась учебная программа - полифоническое произведение, одна из частей сонаты, салонная пьеса или произведение современного автора. Во многих институтах в структуру экзамена входила ансамблевая игра, а нередко и чтение с листа. Для воспитанниц, обучавшихся в углубленном варианте, экзамены были более объемными и сложными по содержанию. Учениц, успешно прошедших испытания, награждали подарками - нотами, книгами.
Приобщение воспитанниц к музыке осуществлялось не только на уроках, но и в процессе музыкально-просветительской работы. Ее главное назначение состояло в том, чтобы помочь ученицам стать культурными слушательницами музыки. Основным средством воспитания культуры восприятия музыки было устройство для них концертов профессиональных музыкантов непосредственно в учебных заведениях.
Наиболее часто концерты давали институтские преподаватели. Например, перед ученицами мариинского училища дамского попечительства о бедных неоднократно играл работавший здесь С. Рахманинов. Он выступал и как солист, и в ансамбле с виолончелистом А. Вержбиловичсм. Будучи старшим преподавателем Екатерининского института, С. Рахманинов также неоднократно выступал перед ученицами, исполняя свои сочинения. Систематически давали концерты для своих питомцев педагоги-музыканты Московского сиротского института, в том числе А. Гольденвейзер.
Проводились также музыкальные вечера, на которых играли приглашенные артисты: Ф. Лист, Р. Шуман, А. Рубинштейн, другие корифеи музыкального искусства. В 1890-е годы в Смольном институте играл И. Гофман, пели звезды оперной сцены А. Мазиии и М. Баттистини.
Воспитанницы посещали оперные, а балетные спектакли, филармонические концерты. Несколько раз в году (в так называемые «царские дни») для детей устраивались дневные спектакли на ведущих оперных сценах столиц.
Вместе с тем институты находились в разных условиях. Около трети провинциальных учебных заведений находилось в городах, где не было музыкального театра и куда нечасто приезжали гастролеры. Поэтому работа по музыкальному просвещению детей проводилась в этих школах в основном силами институтских преподавателей и местных музыкантов.
После окончания институтов, став воспитательницами собственных детой или наставницами в частных домах, бывшие институтки были подготовлены к тому, чтобы в условиях семьи приобщать детей к музыке. Многие способные воспитанницы продолжали обучение в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Мариинское ведомство выплачивало наиболее одаренным институтским выпускницам, поступившим па учебу в Петербургскую и Московскую консерватории, специальные стипендии. По окончании некоторых из них приглашали на преподавательскую работу в консерватории. Часть консерваторских выпускниц, получивших первоначальное музыкальное образование в мариинских институтах, посвящало себя артистической карьере. В их числе – К. Дорлиак, Н. Забела-Врубель, Е. Збруева, Е. Лавровская, ставшие известными оперными и камерными певицами.
В институтском музыкальном образовании, как во всяком живом деле, были свои трудности, проблемы, порой значительные. Но мы не ведем о них речь, поскольку сосредоточили все внимание на позитивном, актуальном для современности опыте этих школ.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1747 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!