Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальная культура XIX в



Музыкальная культура XIX в. представляется своеобразной «машиной времени»: за сто лет Россия прошла трехвековой путь. Итог богатого событиями XIX в. становится рождение величайшей в мире литературы, музыки, живописи; появление талантливейшей интеллигенции; развитие науки и техники; фантастический расцвет русской культуры; взлет просвещения.

В письмах к другу, изданных в 1816-1817 гг., Ф. Глинка, убежденный в способностях и предназначении русского народа, решительно отстаивал идею всеобщего просвещения: «И такой народ разве мог быть не просвещен? Нет! Пусть каждый по-своему толкует о просвещении ума, но предки наши имели истинное просвещение в сердцах. Это неоспоримо». Россия стала «землей гигантов», в которой, как скажет поэт, «брезжит солнце завтрашнего дня». XIX в. – время могучего подъема русской музыкальной культуры.

Музыка, как и все искусства, достигает полной зрелости. Уже в 1830-е годы она завоевывает мировое признание в творчестве М. И. Глинки. Во второй половине века русское музыкальное искусство, обогащенное творениями П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Бородина и Н. Римского-Корсакова, в стремительном порыве поднимается до вершин мировой культуры. На протяжении неполных ста лет русская музыка сделала такой гигантский скачок, с которым нельзя сравнить более плавное и постепенное развитие национальных композиторских школ крупных стран Западной Европы. Развиваясь стремительно и бурно, русская музыка в эпоху М. Глинки и его преемников обнаружила скрытые в ней потенциальные возможности. И только в это время удалось русским композиторам в подлинном смысле слова овладеть накопленным богатством народного творчества и возродить народные думы в прекрасных и совершенных формах классической музыки.

Одни и те же высокие цели воодушевляли великих русских писателей, художников, композиторов-классиков. Эстетика русской музыки, утвердившаяся в творчестве М. Глинки, по своему содержанию отвечала основным требованиям народности и демократизма русской литературы. Начиная с 30-40-х гг., активно вросла сила общественного воздействия музыки, ее «обращенность» к широким кругам слушателей.

Усилиями М. Глинки, А. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки» и П. Чайковского создавалось искусство общенародное по значению. Писать произведения «равно докладные знатокам и простой публике» было заветной мечтой М. Глинки. В пореформенную эпоху М. Мусоргский в своем творчестве эту задачу уже непосредственно связывал с идеей служения народу: «Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель».

Все знаменательные явления русской музыки находились в тесной связи с эстетическими исканиями, рожденными в остановке бурных, тревожных событий. Начало XIX в. в России отмечалось быстрым развитием нового мощного направления, охватившего и все страны Европы – романтизма.

Возникший в эпоху крушения феодально-абсолютистских порядков в пору сильнейших политических потрясений романтизм оказал огромное воздействие на судьбы мирового искусства. В нем выразилась неудовлетворенность нового, молодого поколения XIX в. окружающей действительностью, протест против духовного объединения мира. Протест этот находил различное выражение у романтиков разных художественных школ и направлений в разных странах. С линией прогрессивного направления, как в зеркале отразившего эпоху национально-освободительных движений, связаны имена крупнейших деятелей мирового искусства: Дж. Байрона и П. Б. Шелли, Ф. Шопена и А. Мицкевича, В. Гюго и Г. Берлиоза.

В России процесс становления романтизма имел свои отличительные особенности в виду своеобразия национальных и исторических условий. На первый план здесь выдвинулось направление активного, революционного романтизма, рожденного в сфере освободительных идей. Большое значение в развитии прогрессивного романтизма имела борьба передовых писателей за сохранение национального своеобразия характеров, языка. Отрицая нормативную эстетику классицизма, романтики выступили в защиту всего индивидуального, самобытного, характерного. Они старались пробудить интерес к жизни народа, его историческому прошлому, поэтическому творчеству, народным песенным сказаниям и легендам.

Характерно, что именно эти стороны романтической эстетики, прежде всего, затронули творчество русских композиторов пушкинской эпохи и помогли им существенно обогатить язык и стиль русской музыки.

Процесс создания национальной школы в России в первой половине XIX в. протекал под сильным влиянием западноевропейской музыкальной культуры. Особенностью русского искусства этого времени было тесное взаимодействие классической и романтической эстетики.

«Через романтизм к реализму», – так определяет общую линию развития искусства XIX в. известный исследователь Д. Благой. Это определение в равной мере применимо и к литературе, и к музыке, и к живописи. Примером тому может служить творческая эволюция А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. Становление реализма в искусстве совершалось отнюдь не путем простого отрицания романтической эстетики. Поднявшись на более высокий уровень развития, русское классическое искусство сохранило лучшие черты романтического мироощущения: могучую страстность, мятежный бунтующий дух, свободный полет фантазии, силу и яркость колорита.

Одной из кардинальных для русского искусства становится проблема психологизма. Сосредоточивают внимание на изображении глубоких переживаний, на тонком анализе душевного мира человека А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, П. Чайковский. Психологический художественный анализ составляет суть многих произведений русской литературы, музыки, живописи второй половины XIX – начала XX в., когда сам «охват» человеческой личности был, по сравнению с предшествующим периодом, «неизмеримо более широк, многообразен, многоступенчат» (Л. Гинзбург). Глубоким психологическим анализом отличаются творческие методы П. Чайковского и М. Мусоргского), С. Рахманинова и А. Скрябина. Так, психологическая многогранность музыкальных образов П. Чайковского обусловила оценку его музыки Б. Асафьевым: «Она – психореалистическая музыка, и потому именно музыка глубин XIX в., то есть анализов человеческих душ. В ней Бальзак и Флобер, и Толстой, а также и Чехов». Психологический метод реализуется в гибкости и многогранности подхода к музыкальному воплощению характеров, ситуаций, в становлении музыкального образа на основе симфонизации всех музыкальных форм, широкой связи с бытовыми жанрами, а также в сближении эпического и драматического начала в художественном отображении темы при ведущем значении лирики как главного носителя этического содержания произведения.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...