Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хоровая педагогика



Система дирижерско-хорового образования в России сложилась в результате многовекового процесса развития отечественной культуры в целом. Однако именно в XIX в. определилось новое направление в русской музыкальной педагогике – создание учебных заведений по подготовке дирижеров-хоровиков широкого профиля: Регентские классы Придворной Певческой капеллы и Московское Синодальное училище. Дирижерско-хоровое образование тесным образом было связано с практикой музицирования, основанной на всемерной оптимизации «итонационно-слуховой культуры» на материале классической и народной музыки.

Опубликованные и архивные документы свидетельствуют о том, что ученики, оканчивавшие полный курс Регентских классов Придворной капеллы по спе­циальности «теория музыки и регентского дела» получали звание «учитель музыки и церковного дела». Некоторые из них становились преподавателями Регентских классов капеллы и регентами Придворной Певческой капеллы, а также имели право открывать частные курсы; работали в качестве учителей пения в общеобразовательных гимназиях и школах.

В основном подобную деятельность вели выпускники Синодального училища, окончившие его с дипломом степени и получившие звание «художника церковного пения». Специальность «учитель пения», которую приобретали выпускники, следует понимать не в узком, а более широком ее значении. В предмет «Методика церковного и хорового пения» входила методика преподавания пения в школе. Выпускники училищ получали значительное теоретическое образование, равное по объему курсу музыкального вуза; большое внимание уделялось игре на музыкальных инструментах. Весь процесс обучения был связан с практикой, что придавало ему конкретность и основательность. Овладение профессиональными навыками и умениями являлось важнейшим параметром в системе обучения и подготовки специалистов.

Начало регентского образования было положено в Придворной капелле при Александре Львове. В 1834 г. состоялось открытие инструментальных классов, в частности, скрипичных, виолончельных, альтовых. В дальнейшем А. Львов неоднократно предлагал открыть музыкальную школу – консерваторию вне Придворной капеллы, в которой могли бы обучаться все желающие. Наконец, в июне 1853 г. музыкант оркестра императорском театра Н. Михайлов подал проект училища для высшего музыкального образования – музыкальной академии, энергично поддержанный Львовым. Пять лет продолжалась переписка с различными ведомствами, и 11 февраля 1858 г. «высочайше» утверждено Положение об инструментальном классе при Придворной Певческой капелле, по которому основной целью и задачей было «...обучать малолетних певчих игре на смычковых музыкальных инструментах (дабы не портить голосов), а на духовых инструментах обучать музыкантов из полков...».

По указу 1846 г., подтвержденному в 1849, 1850, 1852 гг., учителями пения и регентами хоров России могли стать люди, получившие соответствующие аттестаты Придворной Певческой капеллы. В осуществление указа 1846 г. при капелле начали функционировать регентские классы (очные и заочные), подготовлявшие учителей пения и регентов хоров России и выдававшие аттестаты первой, второй и третьей степени. Только за период 1846-1856 гг. окончили классы и получили аттестаты около ста пятидесяти тысяч человек. Таким образом, капелла фактически была первым в России государственным музыкальным учебным заведением, готовившим исполнителей и регентов, учителей музыки. Организация 20 сентября 1862 г. Петербургской консерватории не повлияла на статус существовавших при капелле классов.

Итак, регентское образование определилось уже в начале XIX в. Приход в 1884 г. в капеллу двух замечательных русских композиторов М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова послужил особым импульсом для его развития.

Забота о воспитании учителей пения, квалифицированных дирижеров и руководителей хоров – одна из важнейших сторон деятельности этих выдающихся музыкантов. Балакирев и Римский-Корсаков поставили себе целью не только хорошо обучать, но и увлечь ученьем, сделать учебные занятия особо значимыми. До 1583 г. курс наук, преподававшихся малолетним певчим в трех общеобразовательных классах, соответствовал курсу уездных училищ. С сентября 1883 г. три уже имевшиеся классы дополнили четвертый и пятый, а с сентября 1884 г. – и приготовительный класс. Римский-Корсаков лично разработал программы для инструментальных и регентских классов, в корне изменившие с 1884 г. весь строй учебного дела. Если до этого времени для получения аттестата регента и учителя музыки, пения не обучающимся в профессиональных структурах достаточно было сдать экстерном небольшой экзамен при капелле, то с 1884 г. критерий оценки профессиональной компетентности хоровых дирижеров значительно возрос.

Регентские классы выпускали учителей пения, работавших во многих учебных заведениях России и приносивших огромную пользу. С 1886 г. по 1904 г. регентские классы Придворной капеллы окончили и получили аттестаты четыреста семьдесят пять человек.

С середины XIX в. предъявляются новые требования к учителю музыки, который должен обладать не только специальной хоровой, общемузыкальной, но и фундаментальной педагогической подготовкой.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1433 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...