Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вокальная педагогика в Италии



Основные принципы вокальной педагогики были впервые сформулированы в трактатах Джозефо Царлино (1517-1590), ученика Адриана Вилларта – основателя Венецианской школы. Теоретик и композитор акцентировал в них очень важный в исполнительской практике «психологический фактор» (волю к воспроизведению звука), дифференцировал звуки на артикуляционные (речевые) и природные. В своем труде «Le istitutioni harmoniche» (1558) он обращал внимание певцов на необходимость четкого произнесения гласных и осмысленность пения.

Ясное представление о вокальной исполнительской практике эпохи Возрождения дал автор труда «Practica dimusica» («Практика музыки») Людовико Цеккони (1555-1627) – монах-августинец, регент хора венецианского монастыря. В этой работе певец и теоретик обобщил свой многолетний опыт вокального педагога. Он впервые рассматривает вопросы, связанные с использованием дыхания в пении, дает указание на раздельное использование грудных и головных резонаторов. Большая часть трактата посвящена искусству диминуций – мелодичных украшений, импровизируемых певцом на основе дробления тонов мелодии на группы более мелких нот. В XVI в. во Флоренции составился кружок из композиторов (Д. Каччини, Я. Пери, Кальвери) и поэтов (Корси, Барди и Ринуччини). Главное внимание они обращали на простоту и ясность деклама­ции.

Выдающийся певец и композитор Джулио Каччини опубликовал в 1601 г. трактат «Le nuove musiche», в котором предложил методику пения, сыгравшую роль в дальнейшем развитии вокала в Италии. Автор не дает прямых практических указаний, но рекомендуемая им техника легкого дыхания, а также понятие атаки звука (твердой и мягкой) раскрываются достаточно широко. Он указывает на необходимость транспонирования арий в удобную для певца тональность.

Особое внимание обращается на ровность темпа во всем диапазоне певца, безукоризненность интонации и дикции. Каччини первым задался целью систематизировать обучение пению и преподавать его как самостоятельную дисциплину.

Красивое мелодическое пение, основанное на широкой кантилене, развившееся, благодаря флорентийской реформе, дошло до высокохудожественного уровня в произведениях К. Монтеверди и А. Скарлатти. Одним из старейших музыкальных центров Италии являлась Болонья. Еще в 1450 г. в университете этого города была учреждена кафедра «чтений о музыке», а в XVI в. приобрели известность концерты Палатино. Музыкальная жизнь сосредоточивалась вокруг многочисленных церковных и монастырских капелл.

В дальнейшем, в XVII в., капеллы утрачивают первенство как центры музыкального образования. Ведущее положение занимают академии (более сорока), которые в 1666 г. объединяются в Болонскую филармоническую академию.

В то же время продолжается развитие частных музыкальных школ, возглавляемых крупными педагогами (Ф. Пистокки, А. Бернакки). Их вокальная методика была направлена в основном на развитие виртуозности. Так, Бернакки прославился своим умением украшать арии разнообразными фиоритурами.

Одним из европейских центров музыкального образования в XVII в. был Неаполь, где имелось четыре консерватории. Воспитанники консерваторий пели в церковных хорах, в театральных постановках и на придворных церемониях. Эти заведения, основанные первоначально на частные средства, постепенно совершенствовались и видоизменялись; кроме приютных детей (т. е. бедных и сирот) стали приниматься ученики за плату (в том числе и иностранцы), расширялся круг преподаваемых дисциплин (помимо пения – игра на различных инструментах, теория, композиция).

К концу XVII столетия к Неаполю перешла ведущая роль в развитии итальянской оперы. Подлинным главой итальянской оперы стал Алессандро Скарлатти – родоначальник неаполитанской оперной школы, автор многочисленных опер-сериа.

К началу XVIII в. складывается неаполитанская оперная школа, обобщившая достижения римской и венецианской школ в области композиторского творчества и исполнительства. Одним из ярких представителей этой школы был Дж. Манчини (1716-1800) – ученик Л. Лео и А. Бернакки. Манчини – автор чрезвычайно ценного методическогоруководства по вокальной педагогике «Практические мысли и размышления о виртуозном пении» (1774).

В XIX столетии традиции строитальянской певческой школы продолжали развиваться. Среда педагогов-практиков необходимо выделить Фр. Ламперти (1813-1892), который подготовил плеяду знаменитых певцов XIX в. (Альбани, Гайяре, Крювелли, Патти и др.). Свои практические наблюдения и методологические установки он отразил в многочисленных трудах, среди которых важное место занимает «Искусство пения». В этой фундаментальной работе рассматриваются вопросы правильного дыхания, специфики тембров и регистров, пение на легато, а также проблемы исполнительской культуры.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2534 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...