Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальная культура



Освобожденное от суровых норм средневекового религиозного аскетизма русское искусство смело вошло в систему общеевропейской культуры и с самого начала заявило о себе как о своеобразном и самобытном явлении. В XVIII в. формируется русская литература нового времени; в творчестве А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, Г. Державина и др. закладываются основы нового литературного языка. Образный строй русской действительности, психологи­ческий склад русского человека впервые получают глубокое воплощение в живо­писи, в творениях Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова. На протяжении всего столетия активно и стремительно развивается богатейшее русское зодче­ство, достигшее вершин в эпоху классицизма в архитектуре, ярчайшим воплоще­нием которого стали великолепные ансамбли Санкт-Петербурга.

В музыкальном искусстве XVIII столетия от первых до последних его десяти­летий также шло непрерывное и интенсивное качественное обогащение музы­кального мышления, музыкального языка, всех жанровых форм художественно­го творчества. Итогом этого сложного стремительного процесса стало формиро­вание национальной композиторской школы, сыгравшей значительную роль в развитии искусства XIX в..

С XVIII столетием связано появление новых жанров и стилей, возникновение первого государственного театра, первой русской оперы, новых учебных заведений, выпуски первых газет и журналов и множество дру­гих явлений, определяемых словами «новый», «первый», «впервые».

Именно в конце XVII и первых десятилетиях XVIII в. началось формирование нового типа культуры, определившего последующее развитие музыкального искусства. На смену человеку канонического типа со средневековыми представлениями и ми­роощущением пришел человек Нового времени, активный, деятельный, неизме­римо расширивший границы познания. Типичной становится для этой эпохи фигура энциклопедиста, принесшего новое понимание искусства и жизни в его субъективном и объективном планах. Самой популярной идеей века стала идея развития, которая нашла отражение в сфере философского мышления, в искусстве и литературе. Складывавшееся здание культуры Нового времени было евро­пейским по характеру и национальным по сути, а социальная специфика эпохи сделала этот процесс чрезвычайно динамичным или, как принято говорить, ус­коренным.

В противоположность литературе, имевшей свою непрерывную профессиональную традицию, светская музыкальная культура европейского плана практи­чески строилась заново, начиная с самых простейших инструментальных форм. За несколько десятилетий необходимо было освоить новые для России жанры музыки, западноевропейские инструменты, а затем и сложные профессиональ­ные структуры оперы, оратории, увертюры, сонаты и т. д.

Искусство Нового вре­мени в России формировалось на крепком фундаменте многовековой певческо-хоровой традиции и богатейшего народного творчества. В XVIII в., когда элемен­ты «импорта» европейской культуры были достаточно велики, когда происходи­ло тотальное использование, на первый взгляд, чуждых форм в области музы­кального искусства, осуществлялся на практихе своеобразный компромисс и синтез между «своим» и «чужим». В русском искусстве на протжкении XVIII в. достаточно отчетливо прослеживаются эстетико-стилевые течения, свойственные западноевропейской культуре этого столетия в целом: классицизм, сентимента­лизм, предромантизм. Преломление их, однако, в условиях отечественной тради­ции носило своеобразный характер.

Классицистские, сентименталистские и предромантические элементы часто сосуществовали в творчестве одного и того же композитора. Например, в хоро­вых концертах Д. С. Бортнянского осуществляется своеобразное синтезирование принципов партесного хорового письма и элементов сонатно-симфонического развития; в сочинениях В. Пашкевича, Е. Фомина «нанизывание» тем соединяет­ся с методом их вариантных преобразований.

Расширение международных кон­тактов России во всех областях жизни самым непосредственным образом сказа­лось на развитии искусства этого века. Велик был приток иностранных музыкан­тов, значительных композиторов, которые оставили заметный след в русской му­зыкальной культуре. Сочинения Ф. Арайи, Т. Траэтта, Б. Галуппи, Г. Раупаха, И. Керцелли сыграли принципиальную роль в общем художественном развитии бла­годаря своей связи с выдающимися явлениями отечественной драматургии. По справедливому утверждению Б. Асафьева «русский музыкальный XVIII век был процессом исторически-закономерного освоения западноевропейской культуры, вокальной и инструментальной».

Связи с итальянской и французской культурами развивались одновременно с ощутимым воздействием на профессиональное музыкальное творчество русской и украинской народной песенности, обусловив «неизбежное перерастание песенной попевочно-подголосочной культуры Древней Руси в городскую прогрессивную культуру западноевропейского инструментализма» (Б. Асафьев).

Художественное многообразие русской музыки XVIII в. определялось расцветом дворянского любительства (Г. Теплов, Ф. Дубянский), творчеством даровитых самородков из народа (М. Соколовский, Д. Зарин), деятельностью энергичных пропагандистов народной песни (М. Чулков, В. Трутовский, Н. Новиков, И.Прач).

Последние десятилетия XVIII в. ознаменованы созданием русской национальной композиторской школы, представленной такими выдающимися композиторами европейского масштаба, как Д. Бортнянский, Е. Фомин, В. Пашкевич, М. Березовский, И. Хандошкин. При ярко выраженном индивидуальном своеобразии каждого из них, проявившемся в тематике, отборе и трактовке жанров, стилистике музыкального языка, следует отметить также присущие им общие черты, характеризующие особенности русской композиторской школы, как в периодее формирования, так и на всех последующих этапах развития: опора на русские национально-песенные истоки; овладение мастерством, методами, приемами, сформировавшимися в музыкальном искусстве западноевропейских стран.

Творческие принципы русской композиторской школы кристаллизовались взначительной мере под воздействием литературных и общих художественныхтенденций, особенностей образного строя народной речи, яркой самобытности национальных характеров.

Своеобразно преломляются и развиваются в русской музыке этих десятилетий общеевропейские музыкальные жанры. Ведущим жанром в русской культуре XVIII в. становится опера – лирико-бытовая, фантастическая, социально-обличительная.

Тенденции интонационного взаимопроникновения русского и зарубежного музыкального искусства, становления национального языка русской музыки, широко развернувшееся в XVIII в., получат продолжение в дальнейшем развитии отечественной музыкальной культуры.

Процесс демократизации русской музыкальной культуры тесным образом был связан с процессом демократизации образования.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...