Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В XVII- XVIII вв. Англия была не только передовой, экономически развитой страной, но и центром развития философии, культуры и искусства. Она явилась родиной материализма и новых эстетических идей. В Англии в конце XVIII в., раньше, чем в других странах, появился реалистический роман, зародился сентиментализм. Английскую эстетическую мысль эпохи Просвещения отличает антипуританская направленность, преодоление аскетизма в культуре и искусстве.
Выдающийся английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704) выступал решительным противником чрезмерно узкой специализации и жестких авторитарных методов воспитания. В своем педагогическом трактате «Мысли о воспитании» (1693) он выдвинул концепцию образования, которая идеально соответствовала духу времени. Основополагающим постулатом был практицизм в обучении во имя карьеры. Локк считал, что деловой человек не должен уделять много времени искусству. Поэзия, живопись и музыка отнимают слишком много времени и поэтому не могут быть рекомендованы как средства воспитания светского человека. Аналогичным образом он подходил к музыкальному искусству, которое ставил на последнее место в ряду дисциплин, необходимых для молодых людей. Однако при всем своем практицизме и утилитаризме, Локк отнюдь не отрицал целесообразность эстетического воспитания, но без узкоспециальной профессионализации в области какого-либо вида искусства. Таким образом, позиция Локка принципиально отличается от ренессансных представлений об универсальной личности как сверхзадаче процессов воспитания и образования.
Английский философ-моралист, эстетик, ученик Дж. Локка, Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671-1713) в своих философских воззрениях склонялся к умеренному платонизму, но сенсуалистические идеи воспитания нашли воплощение в тезисе о том, что человек постигает идеи мирового разума не столько мыслью, сколько чувствующей душой. Труды Шефтсбери написаны в свободной манере, в форме диалогов или монологов, писем, советов авторам и тд. Среди них наиболее известен диалог «Моралисты» (1709), где автор, развивая традицию неоплатонического учения о трех видах природы, над которыми властвует дух, или мировая душа, свой нравственный идеал пытается обосновать эстетически
Хотя Шефтсбери считает, что красоту определяет форма, а не материя, неоплатонические идеи переплетаются у него с поэтическими изысками, яркими описаниями красот природы и преклонения перед ней. Подражая создателю природы, художественный гений сам становится вторым творцом после «Юпитера». Многие идеи Шефтсбери были впоследствии использованы теоретиками и практиками эстетического воспитания. Взгляды Шефтсбери нашли отражение в его трудах: «Характеристики людей, нравов, мнений, эпох» (1711), «Вторичные признаки, или Язык форм» (изд. в 1914 г.). В работе «Характеристики людей, нравов, мнений, эпох» Шефтсбери высказывает мысли о гармонии как естественном, изначальном стремлении к добру и красоте. Общей для всех основоположников Просвещения становится идея воспитания у ребенка художественного вкуса. Она раскрывается в концепциях эстетического образования Э. Юнга, Дж. Локка, Дж. Аддисона, Э. Берка.
В частности, Эдмунт Берк (1729-1797) в работе «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757) проанализировал распространившиеся в современной ему английской эстетике представления о чувственном характере эмоционального восприятия людьми окружающего мира и развил ряд эстетических положений на основе принципов деизма и материалистически трактуемого сенсуализма. Объективные основы прекрасного Берк связывал со встречающимися у людей проявлениями чувства симпатии и бескорыстной любви. Возвышенное определялось им с помощью взаимосвязи представлений о прекрасном с эстетическими нормами, воспитываемыми у людей с рождения и подчиняемыми общественному благу. Значительное место в трудах Берка занимает проблема вкуса, рассматриваемого как проявление трех способностей человека: чувства, воображения и способности суждения. В воззрениях Берка анализируется мышление человека и его реакции на переживаемые явления, аффектацию, поступки других людей. Идеи Э. Берка оказали воздействие на Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера, И. Канта.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 865 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!