Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новый взгляд на проблемы образования личности



Романтизм – переходная эпоха от универсального типа творчества к конкретному – историческому. Различные виды связей индивида с обществом выдвигаются на первый план.

В творчестве романтиков анализ искусства обусловлен судьбой творца, его духовного склада, особенностями биографии писателя или художника. Так, Л. Камоэнс дорог Ф. Шатобриану тем, что был несчастен и гоним; трагедии У. Шек­спира, по мнению автора «Опыта об английской литературе», не могут быть по­няты и оценены в отрыве от эпохи, когда жил и творил великий английский дра­матург. Быт, нравы, местный колорит интересуют романтиков не только как объект изображения, но и как среда, из которой вырастают автор и произведение. Инте­рес к личности влечет за собой и особые требования к этой личности. Излюбленная категория романтической эстетики – «чувствительность». Открытая и популяризированная писателями XVIII в. (С. Ричардсоном, Ж. Ж. Руссо и др.), она вско­ре стала считаться неотъемлемым свойством добродетельного и порядочного человека. «Чувствительность» – один из главных критериев оценки творчества писателя, художника, музыканта.

Как известно, теоретики искусства XVIII в. не противопоставляли чувства разуму. Искусство, считали они, аппелирует одновременно и к тому и к другому, а соединение разума и чувства помогает человеку обрести душевное равновесие и найти счастье.

Пересмотр правил классицистской эстетики, осознание тесной связи искусства с историей, особое внимание к личностному началу – все это доминирует в художественном творчестве, педагогической теории и практики представителей романтизма. Они во многом предвосхитили последующие эстетические теории: поставили в центр проблематику, связанную с внутренним миром человека и нравственностью; анализировали искусство, избегая жесткой нормативности.

На формирование романтизма оказали влияние позиции в области музыкального искусства И. В. Гете и его концепция человека как продукта истории, а также его идеал в области художественного творчества. Для музыкальной эстетики осо­бую ценность приобрело его учение о звуке. В педагогике стали ведущими принципы воспитания и преподавания А. Г. Нимейера; сформулированная Г. Э. Лессингом идея воспитания человеческого рода была развита, как ранее отмечалось, И. Г. Гердером. В ней проявилась концептуальная близость позиций Гете и Гердера на процесс формирования личности. Взгляды Ф. Шиллера и В. Гумбольдта существенно повлияли на создание идеала человека, на роль культурного наследия нации. Концепция самостоятельности и активности личности была создана Г. Фихте. Теория «природосообразности» развития всесторонних способностей человека И. Г. Песталоцци нашла отклик и продолжение в трудах Ф. В. А. Фребеля (1782-1852), И. Ф. Гербарта (1776-1841).

Теория игры Ф. В. А. Фребеля, ставшая ядром его педагогической системы, представляет собой педагогическую транспозицию философских и теоретико­-педагогических положений о символическом значении предметов, с которыми учится обращаться ребенок. Игру ребенка Фребель рассматривает как «зеркало жизни», «свободное проявление внутреннего мира». Детский сад – «оратория жизни», место, где должны взращиваться «самые благородные растения – люди», ибо в детях он видел «побеги», корни человечества. Теория и практика воспи­тания детей младшего возраста Фребеля направлена против разрушения семьи, она подчеркивает особую значимость формирования человека, воспитания в дошкольном возрасте. Фребель стимулировал чуткое отношение к особеннос­тям личности ребенка, внеся также вклад в концепцию психологической активности.

И. Ф. Гербарт – один из самых известных теоретиков педагогики, «немецкий Песталоцци», объединил достижения в области обучения в две группы. К первой группе необходимых знаний он отнес искусства и науки, «дающие пропитание», ко второй – религию, мораль, понятия о гражданских правах и обязанностях. Гербарт выступал против методов обучения, «искусственно облекающих» трудности, потому что такие методы не вырабатывают ни гибкость ума, ни волю. Работу И. Ф. Гербарта «Исследование и научная разработка идей Песталоцци об азбуке созерцания» (1802) Э. Х. Трапп считал трудом, создавшим «эпоху в педагогике». Гербарт – математик, психолог, философ и педагог, тщательно изучил вопросы образования и воспитания. Особенно ярко строгий рациональный подход проявился в вышедшем в 1806 г. труде «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», умном, но как правильно отмечали в то время, очень трудном для восприятия произведении.

После «Общей педагогики» Гербарт издал ряд философских и психологических трудов, среди них – «Первые лекции по педагогике» (1835). В области педагогического знания, как и любого другого научного знания, необходимо установить причинно-следственные связи, вывести «тезисы основоположений» и определить факторы результативности тех или иных педагогических воздействий. Изучая педагогические теории своего времени, Гербарт интересовался вопросами обоснования педагогики как науки и предпосылок ее становления как таковой. При этом он выступал против тех, кто хочет строить педагогику, исходя «только из опыта», и против мыслителей, пытающихся дедуцировать ее из философских систем. И. Ф. Гербарт обращал внимание сторонников «чистой эмпирики» на то, как долог и труден путь от фактов к научным выводам в естествознании и насколько тщательно должен быть организован и построен эксперимент, чтобы он давал достоверное знание. Сторонников педагогики, основанной только на философии, он предостерегал от превращения теории воспитания «в игровой мяч философских сект». Педагогика как наука обусловливалась Гербартом этикой и психологией.

Первая указывала цель образования, вторая – путь и средства ее достижения. Гербарт в своей теории обучения, прежде всего, стремился продолжить разработку учения Песталоцци. Гербарта воодушевили попытки Песталоцци обнаружить «естественную последовательность» учебного процесса и найти определенную «очередность», «сериальность», с помощью которых можно безошибочно подве­сти учащихся к цели познания. Гербарт ввел в педагогику также категорию «педагогический такт».

Идеи Гербарта получили значительное развитие позднее (в частности, в учении Ф. А. В. Дистервега (1790-1866). Вершиной и синтезом классической философии и серьезным стимулом к развитию педагогической теории, бесспорно, являются труды Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). В лекциях по «Истории философии» Гегель утверждал, что в действительности человек есть продукт истории. Овладение разумом и самосознанием не возникло спонтанно; оно всегда является наследием, результатом труда всех предшествующих поколений рода человеческого. Признание творческой миссии в развивающемся и поэтому познаваемом по диалектическим законам историческом процессе и есть высшее достижение классической философии.

Гегель высоко оценивал роль образования и воспитания, как для индивида, так и для всего человечества. «Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию», – писал он. Воспитание является, собственно, его вторым рождением, которое ему необходимо, чтобы выйти из первобытно-животного состояния и стать разумным существом.

Развивая идеи Фихте об активности человека, Гегель утверждал, что «духовным существом» человек способен стать, формируя себя сам, «из самого себя», поэтому воспитание и образование не сводятся в своем итоге лишь к результатам формирования личности, а являются процессом. Такое развитие, по Гегелю, не есть просто внутренний рост, а есть результат перехода от «утверждения» к «отрицанию» и наоборот. Воспитание само есть «отрицание» прежнего, до него существовавшего состояния души и интеллекта, переход от него к более высокому уровню. Становление человека должно, в конечном счете, способствовать тому, чтобы образованный человек «сумел оставить на всем, что он делает, печать всеобщего». Это значит, что человек, просвещенный светом разума и науки, руководствуется в своей деятельности благоразумием и совестью.

Прогрессивная концепция педагогики предполагала реформирование системы обучения на основе новой философии, что должно было привести к созданию адекватных методов преподавания.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...