Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальное образование. Петровские преобразования качественно повлияли на систему музыкального обучения: оно приобрело широкий общественный характер



Петровские преобразования качественно повлияли на систему музыкального обучения: оно приобрело широкий общественный характер. Возникли новые для России формы музицирования, появилась новая социальная категория – артист-исполнитель. Профессионализация обучения в свою очередь определила форми­рование композиторской школы. Становление музыкального образования ново­го типа шло под воздействием западноевропейского и русского Просвещения. Вопросам музыкального образования в той или иной степени уделяли внимание Ф. Прокопович и В. Татищев, Г. Теплов и А. Кантемир, И. Бецкой и Янкович де Мириево, А. Радищев и Н. Новиков.

В начале XVIII в. ведутся поиски путей теоретического осмысления вопросов воспитания и практических форм их решения. Деятели Петровской эпохи – Ф. Прокопович, Ф. Салтыков, В. Посошков, В. Татищев, А. Кантемир, постули­ровали следующие общепросветительские установки: извлечение государствен­ной пользы путем просвещения народа, организация школ и школьных библио­тек, обучение пению через «распространение певчих книг», оркестровое обучение в армии. В конце века будет сформулирована актуальная для русской педагогики идея целостного художественного образования и воспитания, которая станет основой государственной образовательной политики. Эта идея найдет отражение в «Полном собрании законов Российской империи»; в частности, в актах «О воспитании юношества обоего пола», «О воспитании благородных девиц», «Устав Императорской Академии Трех знатейших художеств», «Об учреждении гимназии Чужестранных иноверцев», «Высочайше утвержденный устав народ­ных училищ Российской Империи» и др.

К концу XVIII в. в России сложилась уникальная система музыкального об­разования, которая охватила все слои русского общества. Хоровое пение было введено в программы обучения в цифирных гарнизонных и церковно-приходских школах. Сферы влияния духовной и светской музыки были очень близки. Ни одно учебное заведение светского характера не обходилось без хора, кото­рый исполнял духовную музыку. Многие церкви имели прекрасные хоры. Бла­годаря многовековой традиции хоровой культуры, профессиональная и народ­ная музыка во многом пересекались и не подразделялись на две самостоятель­ные сферы. Несколько поколений русских философов, мыслителей, обществен­ных деятелей приняло участие в разработке концепции целостного художествен­ного образования и воспитания в России. «Образование души народа» – вот высшее требование русского просветительства, которое наиболее ярко сформулировал А. Радищев. Философия, эстетика, теория воспитания оказали существенное влияние на формирование музыкальной педагогики в ХVПI в. Во многих высказываниях и теоретических воззрениях деятелей русской культуры можно найти непоследовательность и противоречия, которые связаны состремлением освоить разные по установкам этические, эстетические, педаго­гические и философские взгляды зарубежных мыслителей. Русские философы находились под воздействием западноевропейских идей, заимствовали отдельные положения из опыта зарубежной философии и применяли их в условиях России. На основе синтеза лучших достижений западноевропейской философской мысли и национальной специфики выстраивалось здание русской педагогики.

Педагогическую и эстетическую мысль второй половины XVIII в. отличают стремление проверить теоретические концепции практическими действиями,соединить теорию с практикой. Важно отметить адекватность общепедагогических и музыкально-педагогических идей. Круг их соприкосновения был достаточно широк: требование начала обучения с детского возраста, воспитание отдельно от родителей, значение личности воспитателя, а также учителя музыки необходимость трудолюбия в музыкальном обучении, принцип наглядности в обучении и т. п. Так педагогические концепции русских просветителей оказали воздействие на музыкальную педагогику XVIII в.

Сложились разные методы музыкального обучения. В Академии художеств использвали широкую программу изучения искусства, иностранных языков, инструментальной и вокальной музыки. Из ее стен вышли, как известно, композиторы Евстигней Фомин и Петр Скоков, заслужившие европейское признание.

В Театральной школе музыке обучали по системе «мастерской». Такая организация музыкальных занятий позволяла в короткий срок подготовить исполнительские кадры для столичных и периферийных театров. В Смольном институте помимо компонента обязательного светского образования существовал класс «пепиньерок» – педагогический класс, выпускницы которого становились учительницами музыки и пения. В военных корпусах (Сухопутно-Шляхетском, Кадетском, корпусе Чужестранных единоверцев, Горном) музыкальные занятия также входили в число обязательных предметов.

В обществе культивируется атмосфера музицирования; получает дальнейшее развитие любительское музыкальное обучение; подготовка артистов ведется в Академии художеств в Петербурге, в Воспитательном доме, в Московском университете. Иностранные музыканты-педагоги, жившие в Москве и Петербурге, активно участвуют в подготовке русских музыкантов. К концу XVIII в. происходит активное развитие оркестрово-симфонической, камерно-инструментальной, камерно-вокальной музыки в России; в поместьях создаются крепостные оркестры. Известна Глуховская школа пения и инструментальной музыки. Открывается театральное училище в Петербурге, в котором работают педагоги-музыканты.

В XIX в. в дворянских кругах и в образованной городской среде формируется слой так называемых «просвещенных любителей» – ученых, военных деяте­лей, писателей, педагогов, чьи взгляды на музыкальное искусство значительно отличались от общепринятых. Среди них можно назвать Н. Новикова, А. Ради­щева, Е. Дашкову, А. Ржевскую. Все они призывали к формированию серьезно­го отношения к музыке, ее изучению, последовательным и систематическим занятиям, хотя многие из них не готовили себя к профессиональной исполни­тельской или педагогической деятельности. Так, в своих «Отрывках о музы­ке...» выдающийся деятель конца XVIII - начала XIX в., член Академии наук Р. Цебриков пишет о том, что он «не готовил себя а виртуозы, желая находиться в обществе охотников до музыки» и не слишком углубляться «в механические о ней познания».

К началу XIX в. тенденция к любительскому музицированию распространилась почти во всех слоях населения. Дворяне, поэты, писатели, ученые и люди «третьего чина» – артисты, художники, учителя, мелкие чиновники, мещане – все они активно пропагандировали идею музыкального просвещения общества, необходимость специальной музыкальной подготовки и сами активно музици­ровали.

К клавишным инструментам интерес в любительской среде был постоянным и устойчивым. В сентиментальных повестях и романах начала XIX в. Ю. Нелединского-Дилецкого, И. Дмитриева и других авторов мы встречаем опоэтизированное описание клавира – «спутника любовных объяснений и уединен­ных мечтаний». Из литературы такая специфическая трактовка инструмента переходит в быт. По мнению любителей, интимная вокальная лирика лучше всего сочеталась с нежными звуками клавира. Так, в одном из песенников, вы­пущенном в 1810 г., отмечалось, что «нежные или любовные песни употребляются по большей части милыми девушками и любезными женщинами; они изьясняют чувствования нежных сердец своих, вторя прекрасному голосу на... клавире и арфе».

Таким образом, расцвету любительского музицирования в конце XVIII – первой трети XIX в. способствовало широкое распространение в быту многих инструментов, где главенствующее место занимали клавишные. Для обу­чения игре на различных инструментах первоначально пользовались иност­ранными пособиями. Первой клавирной школой, переведенной на русский язык, была работа Г. С. Лелейна «Клавирная школа» (1773). Г. С. Лелейн, клавесинист, скрипач и композитор, был известным в то время педагогом. В сво­ей клавирной школе он выступает сторонником теории аффектов, последователем эстетических идей и методических принципов Ф. Э. Баха. Центральный раздел «Школы» занимают вопросы исполнительства на клавире, сопостав­ляемые с рядом теоретическихи эстетических проблем. Курс теории музыки изложен параллельно с элементарными приемами игры на клавикорде. Связь, теории музыки и практики клавиризма – прогрессивная сторона работы Лелейна.

«Верное наставление в сочинении генерал–баса..., сочиненное г. Д. Келнером» – универсальный теоретический труд, объединяющий в себе теорию музыки, учение о голосоведении, гармонию.

Основы клавирной методики изложены в «Карманной книжке для любителей музыки на 1795 г.» (составитель Г. Герстенберг). В «Карманной книжке для люби­телей музыки на 1796 год» были опубликованы фрагменты из клавирной школы известного немецкого педагога, капельмейстера, органиста и композитора Д. Г. Тюрка (1756-1813). В его педагогическом труде много интересных замечаний о различных стилях исполнения, об орнаментике, аппликатуре, о методике обуче­ния. «Школа игры на клавире» Д. Г. Тюрка предлагает свое решение проблемы под­готовки исполнителя-профессионала, репертуара, нормы поведения за инстру­ментом.

Фортепианная школа И. Плейеля (1797) «Правила гармонические и методичес­кие для обучения всей музыке, изданные господином Винченцо Манфредини...» (1805) в переводе С. Дегтярева раскрывают новый, оригинальный для того вре­мени подход к музыкальному обучению, что внесло значительный вклад в рус­скую педагогику. Влияние на «Школу» Манфредини оказали работы Ф. Куперена и Ф. Э. Баха. Основные ее положения: проблемы интерпретации, теоретические и общеэстетические задачи искусства, методические вопросы музыкального твор­чества (глава о технике исполнения, пения).

В оригинальном пособии И. Прача «Полная школа для фортепиано...» (1806) учитывалась специфика русской исполнительской культуры; ставились вопросы детского музыкального воспитания.

Широко распространялась новая репертуарная литература. Популярными из­даниями, вошедшими в фортепианный и вокальный репертуар, стали: «Собрание российских песен и плясок для фортепиано» (серия), сборники вариаций для фортепиано (И. Кайзера, И. Корма, Д. Штейбельта и др.), французские романсы и российские песни для голоса и фортепиано. Интенсивно развивалась концерт­ная жизнь в Москве и Петербурге в начале века. Немалая заслуга в формирова­нии системы музыкального образования принадлежала филармоническому об­ществу в Петербурге, однако домашнее музицирование оставалось доминантой русской исполнительской школы.

При всей значимости концепций западноевропейской художественной педагогики для русского музыкального образования основой его являлась прежде всего сложившаяся в предшествующих веках культура вокального интонирования. Философские идеи добра, красоты, духовности органично вошли в систему му­зыкально-эстетическом воспитания в России в XVIII в.. Важно отметить специ­фические особенности русской музыкальной педагогики по сравнению с запад­ноевропейской: процесс становления западноевропейской системы образованияохватывал несколько столетий и не был столь социально регламентирован, как это имело место в России в XVIII в.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1410 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...