Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История консерваторского образования



На протяжении XIX в. постоянно велись споры между противниками консерваторского обучения и его сторонниками.

Первые полагали, что консерваторская подготовка музыкантов-профессионалов препятствует формированию художественной индивидуальности, изучение музыкально-теоретических дисциплин носит формально-схоластический характер и оторвано от практики, репертуар консерваторий отличается узостью и односторонностью, и одаренные ученики принуждены даром терять драгоценное время из-за того, что обучаются вместе с посредственностями. Антагонистами консерваторий были многие русские композиторы. Не только А. Даргомыжский, но и М. Мусоргский полагали, что «у немцев наилучший и убедительный пример рабства музыкального: обожание консерваторий и рутины...». Даже Ференц Лист, возглавивший в 70-е годы Веймарскую консерваторию, за двадцать лет до этого весьма саркастически и во многом, по-видимому, справедливо критиковал Парижскую консерваторию. Правда, в отличие от многих других он старался сохранить объективность и не отвергал самой идеи консерватории, а призывал лишь к ее усовершенствованию.

Сторонники консерваторского образования в свою очередь приводили контраргументы: консерватории дают студентам возможность совмещать занятия по специальности и по дополнительным музыкальным дисциплинам, а кроме того – участвовать в оркестре, ансамбле, хоре и оперном спектакле; отмечали благотворную роль соревнования, возникающего в молодежном коллективе; музыкальное образование становится более доступным для относительно широкого круга людей; сохраняются лучшие традиции национальной культуры благодаря преемственным связям между поколениями разных музыкантов. Отголоски старых дискуссий слышны и по сей день. Правда, никто уже не предлагает вовсе отказаться от консерваторий, но критикуют их часто, упрекая во многих грехах и, прежде всего, – в консерватизме. Однако противники консерваторий забывают, что одно из главных назначений этих учебных заведений состоит именно в сохранении традиций, о чем свидетельствует и этимология самого слова «консерватория» (от латинском слова conservape – сохранять, охранять).

Как и раньше, в XIX столетии в развитии музыкального образования огромную роль сыграли школы мастерства во главе с крупными музыкантами. Такие школы нередко создавались как в стенах учебных заведений, так и вне их. Среди тех, что появились в странах немецкого языка, можно назвать пианистические школы К. Черни, Ф. Листа, Ф. Бузони, Л. Годовского, скрипичную – Й. Иоахима, дирижерские – Р. Вагнера, Г. Малера и др. Интенсивный процесс создания мно­жества музыкальнык учебных заведений начался в Германии с того, что в 1843 г. по инициативе Феликса Мендельсона-Бартольди в Лейпциге открыли консерваторию, и на протяжении десятилетий она занимала первое место среди всех немецких консерваторий. С 1876 г. она стала называться Королевской консерваторией, с 1927 г. – Национальной консерваторией, а с 1941 г. – Высшей музыкальной школой.

В ней преподавали всемирно известные музыканты, достаточно назвать самого Ф. Мендельсона, а также его соратников и продолжателей: Р. Шумана, Н. Гаде, И. Мошелеса, М. Регера, А. Шеринга, И. Н. Давида. Символично, что первое здание этого учебного заведения находилось во дворе старого Гевандхауза. Неразрывная внутренняя связь с прославленным коллективом – одна из жизнеспособнейших традиций Высших музыкальных школ, сохраняемых и поныне. Дирижеры Гевандхауза (Ю. Риц, К. Райнеке, А. Никиш, X. Абендрот, Ф. Конвичный, К. Мазур) и его самые выдающиеся солисты (Ф. Давид, Й. Иоахим и Ю. Кленгель) почитали своим долгом участвовать в воспитании молодого поколения музыкантов. Из Гевандхауза вышли художники, достигшие мировой славы: Э. Григ, Л. Яначек, Ф. Вейнгартнер.

Позже высшие музыкальные школы были открыты в Мюнхене (1846) и Кельне (1850). В том же 1850 г. в Берлине создали Городскую консерваторию, которую позже по имени ее основателя называли Консерваторией Штерна, а после второй мировой войны – Городской консерваторией Западного Берлина.

Начиная с 50-х годов прошлого столетия, сеть музыкальных заведений в Германии значительно расширилась: они появились в Дармштадте (1851), Штутгарте (1856) и Дрездене (1856).

В 1869 г. еще одно из них открылось в Берлине по инициативе Йозефа Иоахима – выдающегося скрипача, композитора и дирижера, педагога, ученика Мендельсона и Шумана, большого друга Брамса, замечательным исполнителем которого он стал. Будучи на протяжении ряда лет (1869-1907) профессором и директором Берлинской высшей музыкальной школы, он сумел, пригласив отличных педагогов, превратить ее в одно из самых солидных и авторитетных музыкальных учреждений Германии. Впоследствии, в 1925 г., когда учебное заведение возглавлял Франц Шрекер, сменивший на этом посту Хермана Кречмара, к классам клавишных, струнных, духовых инструментов и вокальным классам была присоединена Государственная театральная школа.

Многие выдающиеся музыканты работали в этой ВМШ – Ф. Бузони, П. Хиндемит, В. Эгк и Б. Блахер. На протяжении нескольких лет здесь занимался К. Вайль.

Значительную известность приобрела также основанная в 1872 г. в Веймаре, одном из крупнейших центров Германии, Оркестровая школа великого герцога. Уже название свидетельствовало о том, что по своей целевой установке данное учебное заведение отличалось от прочих, ориентированных, прежде всего, на подготовку исполнителей-солистов и композиторов.

В школе особый акцент делается на широкое общее музыкальное и гуманитарное образование. Именно эти предметы и определили программу нового учебного заведения, ставшего первой немецкой школой подготовки оркестрантов.

То, что ее создание было обусловлено именно требованиями художественного творчества, стремлением расширить и улучшить концертную и театральную жизнь немецких городов, вновь показало: музыкальное образование в Германии является неотторжимой частью ее музыкальной культуры и развивается вместе с ней, подчиняясь выдвигаемым ею требованиям. Так старая немецкая традиция вновь доказала свою несомненную жизнеспособность и плодотворность. Она и ныне сохраняется в Германии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...