Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«Не столь уж многое могу предложить я миру. Меня не будет на свете, когда мир обретет столь многое, что мне этого нельзя сейчас и представить», – эти пророческие слова И. П. Песталоцци (1746-1827) мы находим в его «Памятной записке парижским друзьям о сущности и цели метода» (1815). Главной идеей трех работ знаменитого швейцарского педагога («Дневник наблюдений и опытов над четырехлетним сыном» (1774), романы «Лингард и Гертруда» (1780), «Лебединая песня» (1826) было воспитание активности и самостотельности с детского возраста в процессе труда. В основе концепции лежал принцип природосообразности (соответствие обучения и воспитания особенностям человеческой природы, развитие чувств, строгая последовательность в накоплении знаний).
Принципы Песталоцци направлены на оптимизацию способностей, которыми, по его мнению, обладают все дети; разбуженные силы обеспечивают ребенку свободу и стимул для полного развития. Оптимизация происходит в ходе взаимодействия между обьектом (содержанием образования) и ребенком (субъектом воспитания). Задача педагога – психологически корректно установить правильное соотношение между объектом и субъектом педагогического процесса. Вечным законом формирования ребенка является движение человеческого духа от «чувственного созерцания к постижению ясных и отчетливых понятий». Песталоцци противопоставлял свою систему воспитания и образования существовавшей тогда практике формирования либо «одностороннего рационалиста», либо «расчетливого шарлатана» и «рассудочного эгоиста», либо «доброго дурака», либо, наконец, развитого только в физическом отношении «жестокого зверя».
Песталоцци определил новый тип начальной школы, ставший затем общераспространенным в странах Западной Европы в XIX в., а после 1861 г. и в России. В поисках полезных и доступных для ребенка элементов человеческого знания и благодаря упрощению «внутреннего хода» педагогического процесса Песталоцци пришел к таким его элементам, которые находятся в точке пересечения умственного, нравственного и физического воспитания. Число, форму и язык он признал элементами умственного воспитания; социальные по своему характеру, и притом с самого начала, отношения матери и ребенка – элементами нравственного воспитания, а элементы физического воспитания надеялся найти в продуманной последовательности элементарных движений. В этой системе образования имела место и религия. Воспитание, по идее автора, разделено на сферы: формальную и духовную, и должно входить как составная часть в процессе трудового воспитания.
Идеи Песталоцци нашли в Европе последователей и стали стимулом для дальнейшего развития педагогики, в частности, психологизации педагогического процесса, необходимости раннего воспитания; имели огромное значение для успеха формирования личности в целом, «Исследуйте все, сохраняйте лучшее», – призывал Песталоцци потомков.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!