Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики



«Век разума», «век философов», «эпоха света» – так оценивали свое время деятели культуры XVIII в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Вэтот период интенсивно развиваются наука, литература, искусство; формируется новый тип творческой личности – ученый-мыслитель, выступающий активный участником общественной жизни, борцом против предрассудков, церковных догм.

Просветители провозгласили культ первичной нетронутой природы и разума, ее оберегающего. Эстетические воззрения просветителей складывались в единую систему, пронизанную духом борьбы за раскрепощение личности.

В искусстве происходит возрождение ренессансного восприятия мира – чувственного и рационального. Одновременно сделан новый важный шаг в сторону сближения искусства с действительностью. Творцы эпохи Просвещения, как правило, не заимствовали в отличие от классицистов и художников Возрождения персонажи и сюжеты своих произведений из предшествовавшей культуры. В этом отношении просветители были прямыми наследниками эмпирическогя реализма XVIII в.. Для просветителей «верность деталей», конкретно-историческая детализация художественных образов стала одним из важнейших принципов творчества, который они сознательно отстаивали и противопоставляли универсалистскому использованию готовых форм. В собственно творческой деятельности мастеров XVIII столетия их концептуальные взгляды играли значительную роль. Трансформируясь в специфике художественного творчества, теоретическая мысль образно преломлялась, обогащая интеллектуальный мир своих героев.

В искусстве Просвещения различаются и два направления – интеллектуальное (Дж. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Г. Лессинг, У. Хогарт, М. Латур, Ж. Гудон и сентиментальное (О. Голдсмит, Л. Стерн, Ж. Ж. Руссо, ранние произведения И. В. Гете, Й. Гайдна, В. Моцарта). Представители интеллектуального направления считали разум, интеллект безошибочным критерием истины человеческого бытия и основным средством избавления от всех пороков общественной и частнной жизни людей. Для сентиментализма то же значение имело чувство – непосредственыйй источник подлинного смысла жизни и самое надежное средстве утверждения гармонических отношений между людьми.

Эстетики просветительского классицизма ставили проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом: «добрая природа» человека противопоставлялась человеку «социальному», «продукту среды», нарушающему нравы. Для мастеров эпохи Просвещения характерно стремление приблизить искусство к жизни, превратить его в действенный фактор, преобразующий обществен­ные нравы.

Героями художественных произведений живописи, графики, литературы, те­атра XVIII в. стали, с одной стороны, «малые люди», не избалованные достатком и привилегиями, подверженные естественным движениям души, довольствую­щиеся скромным счастьем. Художники восхищаются искренностью, наивной непосредственностью души, близкой природе. С другой стороны, в центре вни­мания – идеал эмансипированного цивилизованного, интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной пси­хологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни XVIII в., породившей утонченность психологического анализа в реалистическом жанре. В XVIII в. изменилась роль театра, оказавшего большое воздействие на музыкальную культуру. Именно на театральных подмостках родилась и была утверждена гениальная оперная реформа Х. В. Глюка. Он провозгласил простоту, правду и естественность. Музыка ста­новится великим искусством, самым совершенным средоточием человеческих чувств.

Роль разума была основной и ведущей в эпоху Просвещения; бесконечная вера в его могущество влияла на оценки явлений природы, событий истории, достоинств и пороков человека.

Реализм, явившийся выражением глубочайшего интереса к миру человека, так же как и в XVII в. остался главной движущей силой искусства. Эпоха XVIII в. представляет собой один из самых ярких периодов истории человечества, напо­добие раннего Возрождения.

Особое место в эпоху Просвещения занимают проблемы музыкальной науки. Именно в это время возникают и оформляются как самостоятельные области музыкознания история музыки, художественная критика, социология музыки. Появляются первые музыкальные словари и теоретические издания. Впервые возникает научная музыкальная эстетика, основанная на изучении и развитии передовых идей философии, истории, музыкальной теории. Становление музы­кальной эстетики в XVIII в. связано с борьбой просветителей за демократичное, национальное искусство. В оперной реформе Глюка отразились те идеалы требования, с которыми выступала передовая эстетическая мысль во Франции и, прежде всего, просветители. Глюк «вырвал» оперу из-под власти придворной эс­тетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей, достойных шекспировской драмы, осветил ее эстетической идеей Корнеля и Расина, привнес в нее искренность и простоту комедии. И музыкаль­ная драма «поднялась до уровня искусства, способного осветить просветительс­кие идеи».

Не случайно реформе театра уделялось такое огромное внимание. Театр, наиболее доступная форма приобщения к искусству широких слоев общества, стал центром эстетического воспитания. Идеи Руссо, Дидро, Д'Аламбера о демократизации искусства должны были воплотиться в идее создания нового театра – музыкального как образца высокогражданственной оперы, музыкальной драмы, выражающей идеалы гражданской добродетели и долга. В центре философских и эстетических учений была проблема формирования независимой, духовно свободной личности (Гельвеций «Искусство как способ совершенствования человека»). Очень важно учитывать то, что теоретики Просвещения понимали под воспитанием и обстоятельствами и как они представляли себе их воздействие на человека.

Что означала локковская tabula rasa в учении французских материалистов? Прежде всего то, что человеческое сознание есть результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, что при этом чувства никогда не ошибаются и ум, являющийся результатом комбинирования первичных ощущений, также ошибаться не может. Конечно, таким образцовым сознанием считалось сознание самих просветлей, их идеи о естественном происхождении человека, о его естественных правах. Они призывали отказаться от «ложного» воспитания и заменить его истинным, для чего необходимо сменить обстоятельства – вместо ненормальной, противоестественной феодальной системы установить такую, какую предписывает разум просветителей и которая должна возвратить человечество к его естественному состоянию, к его общественной сущности, раз и навсегда заданной природой. «Под воспитанием, – пишут историки философии, – понималась вся совокупность воздействий социальной среды на личность. В системе воспитания чувств главное место отводится всем видам искусства».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 955 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...