Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Само понятие «средние века» – Medium Aewm – условно. Появившись в эпоху Возрождения, оно тесно связано со специфическими особенностями историософии раннего гуманизма и в настоящее время используется лишь по традиции. Термином «средневековье» в современной науке обозначается период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий новой истории (конец V – середина XVII вв.), соответствующий процессу зарождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе. В музыкальной медиевистике исходной xpoнологической точкой этого этапа принято считать VI столетие.
Характерной особенностью раннего средневековья было преобладание вокальной музыки: гимнов, антифонов, сопровождавших службу в церкви. Она представляла собой либо распев, близкий к речитации (псалмы), либо более развитую мелодию, когда на один слог пелось несколько нот – юбиляция («аллилуйя»).
Музыкальное мышление этого времени монодийно. Папа Григорий Великий в сборнике хоралов «Антифонарис» упорядочил песнопения. По его имени кодифицирована музыка, которая получила название григорианского хорала; главным в нем был текст.
В VIII-XI вв. начинает складываться и светское искусство, появляются новые его формы и жанры, связанные с личным миром человека, которые отражают в своем творчестве труверы, майстерзингеры, трубадуры, жонглеры.
Поиск новых выразительных средств вызвал изменения инструментария. В то же время происходит расширение международных связей молодой Европы с более древними культурами арабского Востока, Византии и др. Оттуда приходят во Францию, Германию, Англию смычковые инструменты, занимавшие исключительное место в отличии от менее распространенных клавишных. Они начинают играть главную роль и как аккомпанемент к пению, и как сольные инструменты наряду с духовыми (флейты) и группой ударных (тамбурины).
В музыкальной практике средневековья бытовало несколько видов струнных. На наиболее раннем из дошедших до нас изображений, Утрехтском псалтыре (860), воспроизведен фидель или, как его еще называли, виела. Инструменты этого типа получили распространение в странах Европы примерно с VIII в. Их характерными признаками были заостряющийся лопатообразный корпус, короткая шейка, крепление струн на верхней деке.
Но, начиная с X в. виела стала менять форму: круглое резонансное отверстие превратилось в два узких боковых, а корпус принял гитарообразную форму. Изображение такого инструмента сохранилось в барельефе собора св. Георгия в городе Бощервилле (1010 г., Германия). В таком виде фидель широко использовался немецкими миннезингерами, французскими жонглерами, на таком инструменте играл Генрих Фрауэнлоб, изображенный в рукописях XIII в. и на фресках в Испании.
В трактате о музыке Иеронима Моравского (1260) приводятся варианты его настроя по квинтам и квартам. Фидель широко применялся в культовой музыке, в монастырском быту. В музыкальной культуре трубадуров во Франции в качестве аккомпанирующего инструмента использовалась виела. Песня начиналась с ритурнеля, который задавал ритм и тональность, затем исполнитель пел первую строфу, сопровождаемую выдержанными звуками, а потом строфы чередовались с ритурнелями. Но чаще не сам трубадур исполнял свои песни, а жонглер, который либо состоял у него на службе, либо ходил из города в город. Широкое распространение у жонглеров получила песня-сказка, часть разделов которой писалась прозой, часть – стихами. На виеле играли и танцевальную музыку. Одно из таких произведений (эстампида) дошло до нашего времени – это «Майская песня». Она была исполнена в Монферрате в 1195 г. двумя жонглерами, а написана поэтом-трубадуром дворянином Рамбо де Вакейрой. История сохранила имена исполнителей на этом инструменте: Пердигон и Колен Мюзе (XII в.).
В Германии связь между народным фидлером-шпильманом и миннезингерами, происходившими из дворян, была слабее. Многие миннезингеры совмещали функции поэта, композитора, певца и аккомпаниатора. Большинство из них состояло на службе в замках. Творчество миннезингеров испытывало воздействие народного искусства. В их песнях имеются концовки, характерные для народных жанров (у Неигарта фон Рювенталя, XIII в.). Искусство народных музыкантов нередко высмеивалось, они были людьми, лишенными прав.
В период средневековья начал складываться оркестр, появились в XIII в. ансамбли, состоявшие исключительно из струнных инструментов. Знаменитый парижский музыкант-теоретик Иоанн де Грохео отмечал, что не было такой вокальной музыки, которая не исполнялась бы инструментально.
Во второй половине XIII в. появляется трактат Иеронима Моравского о технике игры на струнных, о способах украшения и орнаментирования мелодии. В их числе упоминается трель. Он описывает и способы самоаккомпанемента, в частности, бурдон. Совмещение певца и инструменталиста в одном лице приводит к развитию кантилены в игре.
Однако, как известно, музыка, звучавшая в литургии, отличалась от бытовой и от музыки трубадуров. Народная мелодика имела свои особые черты, именно в этом скрыта причина появления различных видов струнных (крут, трумшейт, мандолина). У многих из них есть внегриффные струны, на которых большим пальцем игралось бурдонное сопровождение мелодии.
Среди бродячих музыкантов больше чем виела распространился ребек – трехструнный инструмент, имевший грушевидный корпус и скрипичную головку с поперечными колками. Он был привезен в Европу от мавров после войны с сарацинами в Испании. Именно ребек и виела становятся в дальнейшем прародителями скрипки.
Средневековые концепции универсальной гармонии сохраняли связь с древнегреческими философскими теориями. Общее для обеих эпох представление о том, что все явления мира взаимосвязаны, и мироздание подобно музыкальной гармонии, подверглось в средние века существенному переосмыслению в условиях иной картины мира. Непосредственное влияние оказали здесь идея мировой иерархии, трансцендентализм и совершенно иная концепция числа. Как известно, древнегреческое понятие гармонии (и, прежде всего, пифагорейско-платоновское учение) генетически предшествует средневековым концепциям универсальной гармонии бытия. Миф о гармонии, измеряемой числом и посредством перевода этих чисел в музыкальные звуки, доступные человеческому восприятию, продолжает жить в средние века, в период Возрождения и даже в новое время. На развитие средневекового мифа об универсальной гармонии мира оказали непосредственное влияние трактат Амвросия Теодосия Макровия «Комментарий на Цицеронов «Сон Спициога»» и трактат Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии с Меркурием», которые способствовали ассимиляции платоновского учения о гармонии в раннесредневековой науке. Особенно ценны для изучения средневековой символики гармонии музыкально-теоретические работы с ярко выраженной тенденцией систематизации знания к рефлексии над этим знанием, к «самопознанию».
Одна из них – анонимный трактат «Summa musicae» («Сумма музыки») конца XIII – начала XIV в. Мир музыкальной теории в «Сумме музыки» – статический, неподвижный, иерархически упорядоченный и пронизанный смысловыми отношениями умозрительный мир. Автор «Суммы» соотносит музыку с самыми различными категориями: упоминает четыре стихии микрокосма, четыре жидкости микрокосма, три божественные ипостаси, девятнадцать ступеней иерархии католических институтов и многое другое. Каждый отдел музыкальной теории оказывается связанным с определенной группой понятий и явлений. Подобный метод распространения музыки на все мироздание – яркое свидетельство специфически средневекового мышления, склонного выстраивать особую систему связей между всеми предметами. В этой системе, как показывают современные исследования, грань между умозрительным и реальным колеблется. Совершенство музыки автор «Суммы» доказывает на том основании, что шесть слоговых обозначений нот соответствуют шести дням творения мира (согласно библейской легенде).
Музыка символизирует единство человеческого рода, так как шесть слогов гексахордовой системы распространены среди шести европейских народов. Музыка согласуется со структурой макрокосма, поскольку четыре тона (т. е. четыре финалиса восьми средневековых ладов) аналогичны четырем стихиям. Музыка отображает структуру микрокосма, она морфологически сходна со строением человеческого организма. Музыка соотносится с делением года, месяца и дня на четыре стадии. Музыка согласуется со свойствами элементов макрокосма: каждый тон делится на астенический и плагальный, отчего образуется восемь разновидностей (т. е. восемь ладов).
Универсализм средневекового миросозерцания отразился и в тексте «Суммы музыки». Автор трактата воспринимает мир как механизм, приводимый в движение трансцендентальной силой. Мир доступен разумному познанию; он легко расчленим на части (подобно тому, как можно разобрать на части любой механизм); эти элементы управляются причинно-следственными отношениями (их познают через ergo, то есть «следовательно»); в мире, в том числе и в музыкальной теории, нет ничего случайного (видимость случайного есть только результат невежества). Так числовой механизм и идея мировой иерархии, важнейшие элементы средневековых представлений об универсальной гармонии, формируют практический метод интерпретации музыкально-теоретического текста.
Средневековая культура, средневековая эстетика и образование прошли длительный путь развития, предвещая появление эпохи Возрождения.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!