Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальная культура и образование в Древнем Риме



Музыка, пение и танец в Риме, так же как и в Греции, являлись триединой хореей, сопровождавшей праздники. Широкое распространение получило бытовое музицирование: до нас дошли тексты лирических песен, баллад.

Несмотря на то, что музыка понималась в Древнем Риме в самом широком смысле (вместе с пением) и разделялась, как и в Греции, на светскую, культовую, сценическую, в ней были выделены виды инструментальной и чисто «концерт­ной» музыки.

Древние римляне не обладали такой музыкальностью, как греки, поэтому в их музыке оказались более заметны чужеземные влияния, проявившиеся в музыкальных жанрах и в составе инструментов. Рим являлся одним из центров музы­кальной культуры и образования. В нем было всегда немало музыкантов-профессионалов и учителей музыки, но все они приезжали из Греции, или из гречес­ких городов с юга Италии. Профессиональные танцоры и танцовщицы, высту­павшие публично, прибывали из Испании и Сирии. В восточных культах и обрядах участвовали исполнители из страны – родины культа (из Египта, например). Однако, сопровождение чисто римских обрядов, аккомпанирование актерам в театре, поручалось римлянам. Музыканты пользовались привилегиями за участие в городских торжествах. Особенно военные-симфониаки, и те, кто участвовал в религиозных церемониях. Скабилярии, которые задавали такт и руководили хором и танцами, чествовались наряду с выдающимися актерами. Известные музыканты и певцы стояли на одной ступени с представителями аристократам. Так, например, сам Цезарь благоволил певцу Тигелию Старшему, а его племянник, певец и музыкант Гермоген, не раз воспетый Горацием, выступал перед Клеопатрой. Образование получали индивидуально в школах, руководимых известными музыкантами и певцами. Как правило, все музыканты одновременно выступали публично, и учили других. Тигелий Гермоген основал школу, которую посещали актрисы – гетеры, участвовавшие в мимах (со II в. н.э. им вменялась обязанность уметь петь и танцевать).

Аристократия обучалась музыке под руководством выдающихся педагогов. Кифаред Терпандр занимался с Нероном. Практичским занятиям предшествовал длительный период прослушивания музыкальных произведений. Вслед за этим постепенно начиналось обучение.

В Древнем Риме были известны секреты укрепления голоса, которые переда вались от педагогов к ученикам. Ради сохранения голоса певцы соблюдали диету и недельный пост. «Постановка» голоса осуществлялась посредством выполнения ряда упражнений, укреплявших дыхательные мышцы. Так, Нерон лежал на спине со свинцовым листом на груди.

Заимствовали римляне у других народов и музыкальные инструменты: у греков – кимвал, на котором играли и мужчины и женщины. В I в. н.э. из Египта пришел систр – трещотка, состоявшая из скобы, на которую были нанизаны металлические пластинки. Скабилярии пользовались в театрах ножными кастаньетами, введенными в подошву обуви наподобие греческого «крупесиона». Из струнных инструментов чаще всего упоминаются лира, кифара, арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых первое место занимали различные виды греческой флейты «тибиа». Флейтисты на форумах сопровождали выступления ораторов. Так, например, Гай Гракх брал с собой музыканта, дабы звуки флейты либо воодушевляли его, либо успокаивали в минуты душевной взволнованности.

Сирийские танцовщицы привезли с собой новую разновидность этого инструмента – сирийскую флейточку. Они играли на ней на публичных пирах, кота рые устраивал Нерон. Римляне также использовали многоствольную греческую сирингу. Трубы звучали на спортивных состязаниях для подачи сигнала, а в пешем войске дудели в буцину – разновидность витой трубы – и рог, а в конном – в рожок, загнутый кверху. Марциал и Светоний упоминают в своих работах и о волынщиках. Флейтисты и кифареды часто выступали в ансамбле и в концертах. Они образовали единый союз, который называли коллегией симфониаков. Свое объединение имели скабилярии, руководившие оркестром мимов и пантомимов. Эти оркестры состояли из трех групп инструментов: труб, кимвалов, бубнов. В театре перед началом представления и в антракте играл флейтист. У больших актеров были свои постоянные аккомпаниаторы. Но со временем отдельного исполнителя заменил оркестр, включавший струнные, духовые, ударные инструменты. Аристократы обучались игре на струнных инструментах, например, жена Плиния Млад­шего училась играть сама, распевая стихи своего мужа и аккомпанируя себе на кифаре. Нерон также много упражнялся в игре на этом инструменте. Игру пифавлетов в театре обсуждали не меньше, чем игру актеров. К середине I в. н.э. стали увеличиваться размеры хора. Сенека писал, что поющих в театре больше, чем зрителей: они стоят между рядами, а весь оркестр не умещается на подмос­тках, где играют флейты и органы всех родов.

Для восприятия развивающихся музыкальных жанров нужны были подготов­ленные слушатели. Большинство римлян с детских лет получало систематичес­кое музыкальное образование. В середине III в. до н.э. уже была известна школа Карвилия, где обучали музыке. Дети начинали учиться с семи лет. Представите­ли богатых семей обучались под руководством домашних учителей, менее состо­ятельных – в школах. Школы были частные, содержали их греки вольноотпу­щенники. Мальчики и в школе, и дома находились под опекой воспитателя-педа­гога. Сначала программа обучения была весьма скромной и включала чтение, письмо, арифметику. Способы приобретения знаний чаще всего основывались на зазубривании. Но в I в. н.э. Квинтилиан ратует за изменение методов обучения и пишет о том, что нужно учить, развлекая, играя, в соответствии с детским возрастом. Он выступает против домашнего обучения, так как соревновательный характер в учебе, по его мнению, может развиться только в коллективе. Квинти­лиан подтверждает мысль о том, что нельзя строить полноценный воспитатель­ный процесс без знания музыки, с помощью которой можно освоить стихотвор­ные размеры и ритмы. Система школьного образования представляется ему в виде синтеза наук и искусств.

Для родившихся в Риме детей рабов, в частности греков, была создана школа «Педагогигум», в которой занимались по той же программе, что и дети свобод­ных граждан. Учеба начиналась с двенадцати лет, а заканчивалась в восемнад­цать лет.

Девочки и мальчики обучались совместно. Очевидно, что принцип совместного обучения, а также многогранность учебных программ способствовали по­лучению женщинами основательных знаний.

Проблемам воспитания посвящали комедии Теренций («Самоистязатель», «Братья») и Плавт («Экидик»).

Влияние и значение античности на последующее развитие музыкального об­разования трудно переоценить: впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории, намечены первые принципы оценки музыки; появилось учение пифагорейцев о музыкальных пропорциях, труды Платона и Аристотеля о музыкальном этосе. Общеантичная концепция об огромной социальной и воспитательной роли музыки, учение о музыкальном образовании, сохранили свое значение в дальнейшей традиции европейской музыкальной культуры и эстетики. Одним из важнейших завоеваний античной музыкальной теории, как уже отмечалось, было учение об этосе. Это учение объясняло сущность и природу музыки, ее влияние на чувство и поведение человека.

Безусловно, важную роль играли космологические и магические представления о музыке: о ее связи со временем года, с первоэлементами, с жизнью животных, растений. Эти сферы мироощущения человека, отразившиеся в античной мифологии, в дальнейшем были переработаны и развиты в учении об этосе.

К. Закс, немецкий исследователь и музыковед, характеризуя развитие античного учения об этосе, пишет: «Господствовавшие ранее представления о сверхчувственном, магическом воздействии музыки сменились новыми воззрениями – о влиянии этическом. Учение о связи известного рода созвучий и соотношений тонов с космологическими явлениями, с временами года и часами дня, с произрастанием растений и погодой, с мужским и женским началом, с рождением, исцелением от болезней, смертью и переселением душ и, попутно, представления о воздействии музыки на силы и деятельность природы – подверглись критической переоценке и заменены были другими воззрениями; теперь на первом месте оказалось учение о связи музыки с темпераментом и способностями человека и о влиянии ее на настроение и характер, который она или ослабляет или укрепляет».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...