Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона, считал, что одно из главных назначений музыки – познавательное и нравственно-воспитательное. В своей работе «Политика» он уделил большое внимание проблемам музыкального развития. Эстетическое образование не являлось самоцелью. Оно должно было формировать цельного, гармоничного человека, прекрасного душой и телом, благородного и одухотворенного. Вслед за Платоном Аристотель повторял, что «забота об этом воспитании должна быть заботой государственной». Аристотель четко постулировал цели музыкального воспитания. Музыка в жизни человека не является просто забавой и удовольствием: она дает отдых, являясь «лекарством от грусти».
Музыкальное развитие также есть эстетическое воспитание, что вытекает из специфических свойств музыки, ее способности воздействовать на психику человека. Музыкальное искусство должно служить становлению нравственности; оно способно изменить и очистить душу от разного рода аффектов, которым подвержены все люди без исключения. Музыка может восстановить в душе «строгость», «умеренность», «пристойность» чувств, она освобождает от власти всевозможных негативных эмоций.
Музыка, по системе Аристотеля, должна быть включена в число предметов обучения с детских лет: «В этом возрасте молодые люди не склонны по доброй воле налегать на что-либо им неприятное, а музыка доставляет приятное». Аристотель рассуждает о благородном влиянии музыки на подрастающее поколение лишь в том случае, если оно будет научено не только пассивно слушать музыку, но и освоит игру на каком-либо инструменте. Но не все инструменты пригодны для музыкального воспитания (например, должны быть исключены флейта, кифара).
Аристотель продолжает развивать мысли своего учителя о нераздельности песни, танца, аккомпанемента, о нравственно-воспитательном значении ладов и ритмов. Предназначение музыкального искусства Аристотель видит в воспитании свободнорожденных и заполнении их досуга.
Аристотель отличает добродетели этические (т.е. положительные нравственные качества характера, например, мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружбу) от дианоэтических. Не отрицая красоты и величия этических добродетелей, дианоэтические Аристотель ставит гораздо выше. К ним он относит созерцательную способность разума, мудрость, способность к искусствам и наукам. Дианоэтические добродетели не являются врожденными способностями, они развиваются главным образом благодаря обучению, опыту и времени. Идеал Аристотеля – совершеннейшее познание истины.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!