Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Признаки и тенденции эпохи Возрождения в Германии наиболее отчетливо проявились в связи с движением Реформации, принявшим религиозную окраску. Немецкие гуманисты часто оставались в границах религиозно-философской проблематики и пользовались теологическими понятиями, присущими средневековым теоретикам. Эразм Роттердамский, Филипп Меланхтон, Мартин Лютер нередко воскрешали средневековые суждения, в том числе и о музыке, рассматривая ее как средство воспитания благочестия, любви к Богу, приписывая ей магические действия, способность устрашать злого духа.
«Музыку я любил всегда. Кто знает это искусство, тот хороший человек, искусный ко всему. Музыку необходимо сохранять в школах. Школьный учитель должен уметь петь, иначе я на него и глядеть не хочу», – так писал в «Застольных беседах» Мартин Лютер, один из величайших умов Германии, философ, теолог, основатель немецкого протестантизма. Он оказал поистине колоссальное воздействие на духовный мир соотечественников и современников и во многом предопределил историческую судьбу своей родины (см. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1983).
Беспредельное внимание, которое Лютер уделял музыке и приобщению к ней своих сограждан, объясняется интересом к внутренней жизни человека, к его чувствам и помыслам. Знаменитый религиозный реформатор выступил с отрицанием внешней обрядности католической церкви, доказывая, что «спасения души» человек может достигнуть не посредством соблюдения религиозных догматов, а при помощи одной лишь искренней веры. Лютер, как и его предшественники, видел в музыке замечательный дар – ее несравненную возможность воспитывать людей, способствовать их моральному совершенствованию. Ему, глубокому мыслителю и блестящему литератору, удалось предельно емко и убедительно выразить главное – исторически сложившееся на его родине отношение к музыкальному искусству и музыкальному воспитанию. Нельзя, однако, забывать и о том, что за плечами Лютера уже стояли богатейшие традиции в этой области, накопленные не только в Германии, но и в других странах, с которыми она на протяжении сложнейшей, насыщенной всевозможными событиями истории европейского континента была связана тысячами нитей.
В результате музыка сыграла колоссальную роль в Германии в период Реформации и крестьянской войны. А эпохальные явления оказали сильнейшее воздействие на развитие музыкального искусства и привели к рождению нового жанра – протестантского хорала. Постепенно усилия музыкальной педагогики в Германии все больше концентрируются на формировании музыканта нового типа, завоевывающего ведущее положение в музыкальной культуре страны. Широкое образование, хорошее знание теории сочетается в нем с умением сочинять музыку и импровизировать. Музыкальные деятели выступают против схоластики в музыкальном обучении и делают попытки согласовать усвоение музыкальных знаний и приобретение практических навыков. Для многих трактатов и учебных книг, появившихся в Германии на протяжении XV - XVI вв., например, И. Кохлеуса, Г. Финка, К. Паумана, А. Пети-Коклика, все более характерной становится практическая направленность.
Это повлекло за собой возникновение нового типа школ музыкального мастерства. В некоторых городах появились частные корпорации – пансионы, организованные сотрудниками университетов. Кроме того, музыкальное обучение было организовано в капеллах при соборах, церквях, а также при двоpax светских феодалов, где придворный капельмейстер обучал музыке будущих участников придворных ансамблей. Несмотря на возрастающее значение светской музыки важнейшей задачей в XVI в. оставалось воспитание церковных певчих. Существовали учебники по теории музыки, сборники нот; некоторые из них впоследствии использовал И.-С. Бах.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!