Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория музыкального воспитания Платона



Платон (428-348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, в трудах которого получила дальнейшее развитие теория об этосе. В своих работах «Государство», «Законы» и др. он уделял специальное внимание проблеме музыкального воспитания и образования. Основой системы государственного воспитания Платон считал музыку и гимнастику как средства всестороннего, гармоничного форми­рования личности. Поскольку для Платона музыка была одним из воспитатель­ных средств всякого социального жизнестроения, то занятия ею являлись обяза­тельными для всех граждан. Музыка в концепции государственной системы вос­питания получила морально-ригористическое истолкование.

Музыка рассматривается как морально-жизненная тренировка человека, вла­деющего собой и организованного; в отличие от прочих искусств именно музыка особенно близка душевным переживаниям человека, наиболее полно способна их передать. Музыкальное изящество трактуется Платоном как источник высо­кого, чистого и совершенно иррационального наслаждения. Выше для Платона только искусство познания самого себя – философия – «высочайшее мусическое искусство» (см. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. С. 187.).

С этим связано и его утверждение о необходимости соединения музыки и слова, а также – отрицание чисто инструментальной музыки, которая, по его мнению, не способствует развитию разума.

В «Государстве» Платон классифицирует лады с учетом их воздействия на нравы и пользы для воспитания. Так, миксолидийский, лидийский и родствен­ные им лады он не только характеризует как «жалобные», «размягчающие душу», но и подлежащие изъятию из практики музицирования. Ионийский и лидийский лады Платон называет «расслабляющими» и подходящими больше всего для зас­толья, пробуждающими чувство неуравновешенности в людях. Свободнорожденному, считает Платон, полезно слушать музыку во фригийском ладу, настраиваю­щем на обдуманные, а не поспешные действия. Такая трактовка этого лада рас­ходится с античной традицией, приписывающей ему неистовый, буйный, страс­тный, экстатический характер. Философское осмысление понятия «лад» у Пла­тона – это не только соотношение звуков различных по высоте, это воплощение гармонии, на которой основана Вселенная. «Лад», согласие должны присутство­вать и в жизни человека, стремящегося к совершенству духа, у которого «слова созвучны с делами».

Гармония в душе человека порождает гармонию поступков, гармонию в обществе и благополучие в государстве, ибо «гармония – это созвучие, а созвучие – это своего рода согласие... А согласие во все... вносит музыкальное искусство, которое устанавливает... любовь и единодушие». Серьезное отношение к образованию в Древней Греции также отражено в работах Платона, выдвинувшего постулат о том, что дети свободны от обяза­тельств по отношению к родителям, если те не дали им возможность получить знания.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...