Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теорий античности



Античное музыкальное мышление имеет длительную историю развития. В памятниках античной литературы отражены представления древних о космологичности музыки, а также ее связи с воспитанием.

Мифологизм мышления древних греков воплотился в легендах о происхождении, значении и воздействии музыки на человека. Например, в знаменитых мифах об Орфее и Одиссее она осознается как магическая сила.

В представлениях эллинов движение, пение, инструментальное сопровождение составляли триединую неделимую хорею, которой покровительствовал Аполлон Мусагет.

Историческая песня зародилась в повседневном труде. Ритм, темп работы поддерживала хоровая песня. Она способствовала согласованности действий людей, поэтому ее текст состоял из чередующихся ритмичных восклицаний и выкриков. Существовали песни ткачей, лекарей и т. д. Точные тексты, а тем более мелодии, не сохранились, так как передавались изустно, но аналогичные текстам источники можно найти в поэтическом творчестве IV - II вв. до н.э.

Первыми обрели литературную форму культовые песни: пеаны – гимны в честь Аполлона; гипорхемы – песни с танцем, представлявшие мимическую сценку из мифа; дифирамбы – гимны Дионисию; эпиникии – песни в честь победителей соревнований.

В древности инструментальное сопровождение использовалось только в куль­товых церемониях, но со временем, из мистерий, посвященных Дионисию, воз­ник такой синтез музыкально-поэтических жанров, как театральные представле­ния: комедия, трагедия. Авторы этих представлений сочетали в одном лице дра­матурга, поэта и композитора-мелодиста; все тексты произносились актерами распевно, а хор сопровождал их действия музыкой. Особенно славился умением искусно подбирать хоровые партии к комедиям Аристофан.

Развитие вокального и танцевального искусства связано с Великими Дионисиями, посвящавшимися богу веселья. Празднества начинались пением дифи­рамбов, жертвоприношениями, сопровождаемыми пением хора. Во время празд­ников происходили также соревнования хоров, поэтические состязания, участ­ники которых аккомпанировали себе на арфе, кифаре.

Для постановки пьес на сцене приглашались музыканты-профессионалы. Их работа оплачивалась очень высоко, а имена наиболее известных из них станови­лись легендой. Разучивание вокальных партий осуществлял хородидаскал – пе­дагог и постановщик одновременно.

До нашего времени дошло очень небольшое количество нотных образцов за­писи музыки. Расшифровка их практически невозможна, так как утерян слуховой опыт, а знаковая система значительно отличается от современной нотации. Возможно лишь воссоздание высотных соотношений между звуками, но не характерного для данной звуковысотной системы ладофункционального смысла. О несовершенстве греческого нотного письма говорит Аристоксен в трактате «Гар­монические элементы».

Величайшее завоевание культуры Древней Греции – учение об этосе, т. е. свя­зи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности. Данные этические воззрения заменили господствовавшие до этого космологические и магические. Они легли в основу всей педагогической теории греков классичес­кой эпохи. Синонимом понятия «образованный человек» стало «мусический», т. е. получивший знания во всех видах искусства.

Важнейшее свойство музыки – воздействие ее на психику человека, его внут­ренний мир, обусловило разработку классификации ладов, ритмов, инструмен­тов. Ладам и родам (наклонениям) греки приписывали определенный характер (этос), на который влияло положение полутона в тетрахорде: дорийскому (Дорида – горная область в Древней Греции) – строгий, мужественный, этически наиболее ценный; фригийскому – возбуждающий, страстный, вакханический и т. д. (Фригия и Лидия – области Малой Азии). Наиболее оптимизирующими считались те, которые способствовали развитю мужественности.

Одной из существенных особенностей ладового мышления была тетрахордность, пришедшая на смену трихордным формам. Древнейший ладовый период состоял из трех ступеней со структурой полтона и тон. Впоследствии происходила хроматизация диатонического тетрахорда. Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Использовались два принципа объединения: слитное, (с совпадением смежных звуков в тетрахордах) и раздельное, когда смежные звуки разделены целым тоном. Полный вид древнегреческой ладовой системы представлял собой «совершенную систему». В противоположность ей существовала «неподвижная» (или немодулирующая) система. Название ступени определялось местом извлечения данного тона на кифаре.

Идентичность октавы отражает тетрахордовый принцип внутреннего строения системы. Существовал особый вариант «совершенной системы», характеризующийся вставкой «вдвижного» тетрахорда (соединенный) d - с - b - а, расширяющего объем системы.

При перенесении совершенной системы на другие ступени получались так называемые транспозиционные гаммы, с помощью которых можно было в пределах диапазона инструмента (лиры, кифары) получать различные ладовые звукоряды (тональности).

При перестановке каждая тональность отдалена от другой на полтона. Всего образуется пятнадцать тональностей: пять низких, пять основных средних, пять высоких. При перестановке тетрахордов энгармонического и хроматического наклонений образовались гипер- и гипотональности и лады.

Настройка архаических струнных инструментов свидетельствует о взаимосвязи ладов и пентатоники. Система исторически эволюционировала в сторону расширения ладового диапазона.

Музыка античной Греции не знала многоголосия в современном его понимании. Многообразие музыкального мира основывалось на развитой системе мелодических ладов. Исходя из различного интервального состава тетрахордов, принято различать три наклонения: диатоническое, хроматическое и энгармоническое. Использование хроматических и энгармонических наклонений наряду с диатоническим отличает древнегреческую музыку от позднейшей европейской с ее господством диатоники. Богатство возможностей мелодического интонирования выражалось в многообразных смещениях наклонений, во введении нитонационных окрасок, не фиксировавшихся как особые наклонения.

Разнообразное этическое воздействие музыки на человека эллины видели не только в ладах, но и в ритмике. Учение об этосе раскрывает понятия греческих философов о связи музыки с жизнью человека. Тонкая грань, существующая между нашим «я» и внешним миром легко нарушается, и ее равновесие поддерживает музыка. Она снимает боль, формирует нрав и характер в соответствии с идеалами эпохи. Поэтому именно музыка признавалась наиболее пригодной для воспитания, забота о котором должна быть делом государства.

Проблема общего образования, теснейшим образом связанная с музыкальным, последовательно разрабатывалась философами в древнегреческом государстве. Свидетельство тому – школы Сократа, Платона, Аристиппа и других, которые были скорее философскими форумами или «духовными академиями», гдеученики и учителя блистали мудростью и красноречием.

Заслугой античного просвещения стало вовлечение в науки и искусства значительного числа граждан. Полисы поставили и решили задачу обучения детей почти всего свободного населения. Крупнейшие мыслители (Сократ, Платон, Аристотель) обосновывали законы образования и воспитания. Законодатели и управители (Солон, Перикл) среди прочих задач занимались улучшением школьного дела.

Школа эллинов создала свои традиции, некоторые из них сохранились до на­стоящего времени. Учителя пользовались творческой свободой в отличие от тен­денций более позднего времени. Жестких, строго регламентированных программ обучения не было. Педагогам предоставлялось право «наполнять» программы по собственному усмотрению. Важным считался результат, а не форма. Достигну­тые успехи в воспитании и образовании оценивало общество. Конечно, варьиро­вание методов требовало обоснования. В том случае, если общество оказыва­лось не удовлетворенным работой учителя, он мог подвергнуться преследованию. Классическим примером этого стала судьба Сократа. В качестве наказания за «опасное воспитание» афиняне вынудили его принять яд. К тому же нельзя забы­вать, что в Теосе, Дельфах, других городах педагоги находились на государствен­ной службе. Им приходилось согласовывать свои взгляды не только с истиной, но и с требованиями жизни, подчас вопреки духовным позициям. Едва ли не главной миссией педагогики считалось воспитание, поскольку от правильного воспитания зависело будущее страны. Известно мнение Гесиода (первый греческий, европейский поэт, автор «Теогонии», ок. 700 до н.э.), в котором пес­симистичность взгляда на будущее определялась невыдержанностью и ужасав­шей невоспитанностью современной поэту молодежи.

Платон требовал от учителей «больше заботиться о благонравии детей, чем о грамоте». Ориентацию на развитие нравственных начал следует отнести к сильным сторонам образования в тот период. В трактате «Педагог» глава александ­рийской школы Климент Александрийский отмечал, что благородный образ жиз­ни, плод христианского воспитания, обусловливает красоту желаний и стремлений.

Классическое наследие Востока и Запада свидетельствует о предпочтении Древними эллинами позиции Демокрита, а не Сократа в сфере образования. Последний полагал: невозможно быть мудрым во всем, «кто что знает, в том он и мудр». Демокрит же высказывался в энциклопедическом духе: «Мудрому человеку вся земля открыта», – что соответствовало широкому и жизнерадостному мировоззрению античного мира. Он делал человека свободным от профессиональной ограниченности, давал ему возможность «воспарить» в прекрасный мир идеала. Древние открыли возможность постижения калокагатии – совершенной и идеальной жизни.

Воспитание калокагатии – гармонии внешнего и внутреннего – обусловливает красоту личности, формируемой путем соразмерного умственного, музыкального и физического развития.

Программа обучения уравнивала в правах воспитание интеллектуальное, музыкальное, физическое. Образование не сводилось только к официальному обучению. Плоды мудрости и знания собирали всюду, занимаясь этим на протяжении всей жизни. Учение становилось целью и смыслом.

Вторая особенность античного образования состоит в органической взаимосвязи нравственных норм и педагогики. Трудно переоценить значение того факта, что знание шло рука об руку с нравственностью. Сократ видел смысл обучения, прежде всего в том, чтобы «сделать граждан как можно лучше». Еврипид, автор бессмертных трагедий, также был убежден, что «правильному образу жизни нужно учить». В трудах древних философов и педагогов «учебные программы пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина. Философы были учителями, а учителя философами. Особо следует подчеркнуть единство предъявляемых к другим требований и собственного жизненного поведения. Разумеется, имеется немало примеров обратных, особенно в период заката Греции и Рима. Однако «двойная» и «тройная» мораль стала обычным явлением уже в более поздние исторические времена. Античная педагогика – педагогика нравственности.

Третье достоинство античного воспитания и образования заключается в гармонии духа и тела. (В Древнем Китае существовала аналогичная система, выраженная в принципе «сань мэй»: сань – внутреннее совершенство, мэй – внешнее совершенство). В Греции важнейшим и обязательным средством воспитания была гимнастика – различные упражнения, бег, плавание, борьба и т.п. Педагогическая задача формулировалась Платоном следующим образом: тело не только должно быть обучено, оно должно слушаться «благородной души».

Новые воспитательные задачи решали странствующие учителя, называвшие себя софистами, т. е. мудрецами и учителями мудрости. Именно им принадлежит заслуга в разработке факторов эффективности учебного процесса, а также идея раскрепощения личности. Так, софист Протагор (ок. 480-410 гг. до н.э.) полагал, что мерой всех вещей должен быть человек, а не какое-либо высшее существо; именно развитие всех природных задатков обеспечивает самоопределение (автономию) личности.

Границы традиционного музыкального, литературного и физического образования софисты стремились расширить, постулировать диалектику, учившую искусству спора, риторику, дававшую возможность преуспеть в красноречии и убедительности публичных выступлений. На тысячелетия вперед софистами был определен под названием «семи свободных искусств», «семи наук» («энциклопедия» – «эн – циклос – пайдейя») необходимый для гражданина общеобразовательный круг познаний. Софисты были не только носителями и распространителями нового содержания общего образования, но и инициаторами исследования педагогических проблем, ставших впоследствии предметом теоретической раз­работки.

Сила античного образования – в том всепроникающем, могучем воздействии, которое оно оказывало даже тогда, когда его носители были в стане побежден­ных. Исчезали царства и империи, а культура оставалась и крепла. Знаменатель­ны слова Исократа (афинского оратора, учителя оиторики и публициста): «Благодаря эллинской культуре имя «эллин» означает уже не происхождение, а духовный склад; эллинами теперь уже называют людей, не связанных кровным родством, а приобщившихся к нашему просвещению».

В Древней Греции мальчики и девочки обучались отдельно: первые – с семи лет под опекой отца или наставника, вторые – под руководством матери.

Музыкальные школы появились во времена Аристоксена. Все программы обучения признавали одинаково ценным развитие интеллекта и музыкального образования. Считалось, что каждому надо иметь трех учителей: грамматика, кифариста и педотриба. Педагоги-кифаристы учили навыкам игры на лире, кифаре, пению соло и в хоре.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1864 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...