Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Традиционное индийское музыкальное образование имело несколько стадий: шайшава – детство, брахмагарья – период ученичества, грихастха – жизнь домохозяина, саннияса – стадия отрешения от мира. Эти периоды определялись следующим образом: брахмагарин – ученик, живя в доме духовного наставника, изучал священные тексты, выполнял просьбы своего гуру, поддерживал жертвенный огонь и т. д. Грихастха – домохозяин, который заботился о семье, потомстве, добывал средства к жизни, совершал домашние обряды; саннияса – отрекшийся от мира, ведущий жизнь странника. Начиналось музыкальное воспитание с раннего детства (шайшава), т. е. в период, когда музыка воспринимается неосознанно, и в частности, во время сна и игр. Затем следовал этап брахмагарья, посвященный всецело работе над звуком, технологией, что не способствовало развитию эмоциональной сферы.
Изучение детьми ритмо-формул («тала») начиналось с семи-десяти лет, в процессе обучения использовался ряд условных слогов, обозначавших как отдельные длительности, так и их группы. Знание «тала» необходимо было не только профессиональным танцовщицам, певцам и исполнителям инструментальной музыки, импровизировавшим на эти строго определенные ритмические циклы, но и слушателям, зрителям.
Важная стадия процесса создания свары (звука) стояла в центре внимания. Звуки воспроизводились по одному, медленно и подолгу, безо всяких украшений и фиоритур. Существуют рекомендации к таким упражнениям. Важнейшая составляющая этого процесса – воспитание умения медитировать над каждым звуком. Медитация – характерный для индийской культуры способ постижения истины. Она означает не просто размышления о каком-нибудь предмете это – состояние глубокой сосредоточенности, концентрации мысли, отрешенности от всего мира.
Постепенно (иногда на это уходили годы) ученик проникался индивидуальностью, драматургией звуков, мелодии. Постижение свары – особая задача, способствовавшая переходу сознания восприятия учащегося музыке на другой уровень.
Следующая стадия – грихастха: в этот период приступали к совершенствованию техники исполнения произведений. Ученик получал право выступать публично и этим обеспечивать свое существование. Постижение музыки, исполнительских навыков должно было продолжаться всю жизнь. Старость мыслилась как стадия саннияса: музыкант, занимающийся исполнительской деятельностью, ее прекращал, разрешалось только петь религиозные песнопения, связанные с культом Кришны и наставлять учеников.
Система «гуру-шишья» осуществлялась изустно – путем наставлений, бесед учителя с учениками, заучивания наизусть текстов, их комментирования. Разновидностью особого рода этой системы в музыке являлась школа музыкального воспитания гхарана.
Само слово «гхарана» происходит от «гхар» – «дом».
Гхарана – своеобразная индийская традиция, покоящаяся на непосредственно родственных отношениях, причем старший в гхаране считался духовным наставником гуру. Таким образом, происходила передача накопленного в гхаране духовного и музыкального опыта. Для того чтобы стать гхараном, т. е. завоевать признание, подобного рода школа должна была воспитать не менее трех выдающихся музыкантов разных поколений.
Существовало множество школ: традиции гхараны восходили к их основателю и составляли его знак, по которому опытный слушатель мог определить степень профессионализма исполнителя. Вышедший из гхараны музыкант уже не принадлежал к ней; те же, кто оставались, овладевали новыми «горизонтами» и выполняли очень важную функцию: поддерживали статус гхараны.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2856 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!