Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И их роль в системе музыкального воспитания



Понятие «Древний Восток» до настоящего времени находится в центре научных споров и разногласий, касающихся как его сущности, так и географических границ. Термин «Восток» возник во времена Римской империи: им обозначались страны, входившие в состав ее Восточных провинций. Позднее это понятие было унаследовано европейской наукой. В конце минувшего века французский ученый Г. Масперо завершил трехтомную «Древнюю историю народов классического Востока». Основываясь на синтезе всех известных тогда источников, письменных и вещественных, Г. Масперо исследовал судьбы древних цивилизаций Ближнего Востока, оказавших в большей или меньшей степени непосредственное влияние на культуру и образование античности и, следовательно, через нее – на становление и развитие общеевропейской цивилизации. Страны периферии Древнего мира Дальнего Востока не привлекали к себе внимания ученых, после­довательно придерживавшихся в своих концепциях европоцентристских взгля­дов. Сдвиги наметились лишь в 80-е годы XX в. всвязи с кардинальным измене­нием геополитической ситуации в мире.

В отечественной науке понятие «Древний Восток» объединяло историю древ­нейших классовых обществ Азии и Африки в ее сущностном проявлении. Вместе с тем каждому из этих древнейших государственных образований свойственны индивидуальные особенности, обусловленные закономерностями их обществен­ного развития. Понятие «Древний Восток» не только географическое, но в значи­тельной мере экономическое и социокультурное. Каковы же пространственные границы стран Древнего Востока? Ареал распространения древневосточных куль­тур был почти необъятен: от Атлантического до Тихого океана, от Карфагена, с примыкавшими к нему Нумидией и Мавританией – на западе, до Китая – на восто­ке; от Закавказья и Средней Азии – на севере – до Аксума, Куша, Савойского и Минойского царств и древнейших государств Юго-Восточной Азии – на юге. Стра­ны Древнего Востока занимали Северную и Северо-Восточную Африку, Малую Азию, Кавказ, восточное побережье Средиземноморья, долины Тигра и Евфрата, Южную Аравию, Иракское нагорье и примыкавшие к нему с севера области, пой­мы Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, Индокитайский полуостров.

Культуру и образование Древнего Востока при всей свойственной им самобытности можно представить в виде трех огромных миров, возникших на фунда­менте одной из древних цивилизаций. Эти три мира – Ближний, Средний и Дальний Восток – не были изолированы. С древности существовали караванные пути, соединявшие данные регионы и являвшиеся величайшими трассами междуна­родного обмена. Распространение той или иной религии также способствовало развитию контактов. Связи между отдельными цивилизациями Востока опреде­ляли типы взаимодействия их культур.

Общее наследие, памятники и традиции, к которым восходили культура, искусство и образование каждой из древних цивилизаций Востока, обусловили мировосприятие, мировоззрение, систему художественного сознания древних народов, а также принципы, средства и приемы воспитания.

Важнейшей чертой древневосточной культуры и воспитания личности являлась их теснейшая связь с мифологией и религией. Развитие искусства, в том числе и музыки, подчинялось существовавшим мифологическим представлени­ям, религиозным канонам. В этом специфические особенности музыкальных культур Древнего Востока.

Одно из центральных мест в музыкальной эстетике стран Древнего Востока занимал вопрос о роли музыки в обществе, о ее связи с другими формами общественного сознания и видами искусства. В многоаспектной разработке этих проблем следует отметить, во-первых, наличие устойчивой исторической традиции, преемственности в развитии; во-вторых, тесную связь музыки с философскими идеями, мифологией, эпосом, поэзией; в-третьих, космологическое понимание музыкального искусства, убеждение в том, что именно музыка является грандиозной космической силой, царящей над миром и правящей им.

Первоначальные формы мировоззрения Древнего Востока зарождались и проявлялись, прежде всего, в русле мифологии. В процессе исторического развития, дифференциации областей жизнедеятельности человека, мифологические представления оказались органически вовлеченными в религиозные, философские, социальные и эстетические формы общественного сознания. Формирование музыкальной эстетики и традиций музыкального воспитания стран Древнего Востока также неразрывно связано с мифологией. Музыка рассматривалась древними народами как могущественная демоническая сила, способная подчинить себе не только психику человека, но и весь мир. Мысль о магическом воздействии музыки получила воплощение в древнем вавилонском сказании о боги­не Иштар, в мифе о боге Кришне. Другим, широко распространенным в восточ­ной мифологии, является мотив о музыкальных состязаниях, нашедший вопло­щение, в частности, в индийском мифе о Изтилле. Идея подобных мифов заклю­чалась в победе божества и наказании музыканта, дерзнувшего сравняться с бо­гом в такой важной сфере деятельности, как музыка, Вместе с тем в мифах отчет­ливо прослеживается мысль о высоком предназначении музыки, способной под­нять человека на один уровень с богами.

Большое место в древневосточной мифологии занимает вопрос об обучении музыке. Он получил воплощение в индийском мифе о Нараде.

Основополагающее значение музыкального искусства в жизни человека, его воспитании обусловлено тем, что в эстетическом сознании народов Востока музыка воспринималась как природная сила, подобная Воздуху или Огню, Солнцу или Луне; рассматривалась как единство противоположных начал Вселенной, взаимоборство и взаимопроникновение космических сил «инь» и «Ян», как гар­мония пяти первоэлементов (дерево, металл, огонь, земля, вода), из которых состоит все сущее. Музыка приводит в равновесие пять добродетелей, соответству­ющих этим первоэлементам: – человечность, справедливость, воспитанность, предусмотрительность, искренность, Пронизывая собою все сущее, она обеспе­чивает гармоничное развитие природы и всего живого на земле. В Индии семиступенный звукоряд ассоциировался с понятием семи первоэлементов, семи добродетелей.

Космологическое понимание музыки отразилось и в оценке отдельных музыкальных тонов. Так, пять музыкальных тонов (тун, шан, цзюэ, чжи, юй), из которых образуется система китайской пентатоники, соответствуют пяти первоэлементам, пяти планетам (Сатурн, Венера, Юпитер, Марс, Меркурий), пяти явлениям природы (ветер, холод, жара, свет, дождь), пяти частям света (центр, запад, восток, юг, север), пяти цветам (желтый, белый, зеленый, красный, черный).

Аналогичное соотнесение музыкальных тонов с временами года или суток, с отдельными цветами, с определенными планетами и знаками зодиака содержится и в индийской эстетике. Сознание древних индийцев основывалось на том, что Солнце настроено было в тоне мадхьяма, а Луна – в тональности гандхара.

Музыка в целом строится по образу Вселенной: в ней господствуют те же закономерности, что и во Вселенной, она развивается в той же временной последовательности. В свою очередь и сама музыка рассматривалась древними как изначальный образец, по которому структурировалась Вселенная.

«Звук есть высшее лоно. Звук – причина всего. Весь мир, состоящий из нежи­вых предметов и живых существ, наполнен звуком... Звук есть сущность мира» (см. Матанга «Брихаддеши», Музыкальная эстетика стран Востока). Звуковую природу имеют и боги Брахма, Вишну и Махешвара, возникающие как порождение силы и мощи звука.

Одна из существенных особенностей музыкальной культуры Древнего Востока – разделение на культовую музыку, сопровождавшую проведение обрядов, ритуалов и народные песни, которые помогали повседневной работе, наполняли жизнь и передавались из уст в уста.

Люди, жившие за много лет до нас, не разделяли пение, танцы, музицирование на три различных действа. В Древнем Египте для обозначения движения «танцевать – петь – скакать» предназначался один иероглиф; «петь» показыва­лось как «производить рукой музыку», а «петь под аккомпанемент арфы» также фиксировалось одним знаком.

Для всех древних культур характерно обращение к системе числовых выражений отдельных звуков. Ладовой основой древнейшей музыки были последовательно: пентатоника, семи-, двенадцатиступенные звукоряды. При включении в пентатонику двух дополнительных вводно-тоновых ступеней возник семиступенный звукоряд, а де­ление октавы по полутонам обусловило двенадцатитоновую звуковую систему (у древних китайцев и вавилонян).

Особую роль музыка и танцы играли в «мистериях», посвященных богам, с культом которых связаны разнообразные действа. Так, в Египте самыми помпезными и продолжительными были обряды, прославляющие возрождение: «страсти» Бела-Мардука и бога весны Таммуза. Они включали бытовые сцены, плачи над «умирающим» богом и гимны радости «возродившемуся». В этих культовых действах большое место занимали песни с хором, шествия и пляски, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах. Их тексты сохранились на сте­нах пирамид, надгробиях, в египетских сборниках «Книга мертвых» и «Тексты пирамид». В отличие от текстов напевы передавались от поколения к поколению в устной форме и закреплялись в особой системе движения рук, запечатленной на множестве барельефов и в росписях. Пластические жесты помогали также управлять хором. Позднее подобный способ управления хором получил назва­ние «хирономического».

На клинописных табличках Шумеро-Вавилонской эпохи, в папирусах Древнего Египта сохранились образцы лирической поэзии, любовной лирики, трудо­вые песни и всевозможные сказки, исполнявшиеся нараспев. Все они представ­ляют примеры повседневного музицирования древних.

В Ветхом завете говорится о песнях, танцах, религиозно-культовых процессиях с музыкой. Среди песенных жанров получили распространение псалмы, создание которых приписывается царю Давиду. Музыка псалмов возникла на основе фольклора. Псалмодия представляла собой певучее речитирование на патетически приподнятой интонации, орнаментированной четвертитоновыми и полутоновыми трелями и исполнявшаяся соло либо с хором.

Центрами музыкального образования в древности были храмы. В них учили как «посвященных» по обету какому-либо богу, так и детей из знатных семей. Особенно славился музыкой храм Соломона, который являлся древнейшим центром обучения мальчиков пению, сопровождавшему службы.

В странах Древнего Востока образование ценилось высоко. У египтян, шуме­ров и других народов люди, умевшие читать и писать, занимали достаточно важ­ные, ответственные посты.

Писцы считались носителями мудрости. Письмена воспринимались как божественные слова («только письмена имеют память»). Гению и трудолюбию учи­телей человечество во многом обязано своим прогрессом.

В Древнем Египте среди научных заведений особой славой пользовались школы, где жрецы, врачи, судьи, математики, астрономы не только могли приобрести знания: достигнув высшей образовательной ступени, они получали звание писца и находили там постоянное пристанище. Живя на всем готовом, избавленные от житейских забот, постоянно общаясь с коллегами, они имели возможность целиком отдаться научным исследованиям и наблюдениям. Некоторым ученым вверялось воспитание младших школьников. Доступ в эти шко­лы был открыт сыновьям всех свободных граждан. В школе жили сотни учени­ков, родители которых либо платили за содержание, либо присылали еду для своих детей.

Юноши, пожелавшие перейти из начальной школы в высшую, должны были сдать специальный экзамен. Выдержав такой экзамен, молодой человек имел право выбрать себе наставника из числа известных ученых, который руководил его научными исследованиями и которому он был предан до конца своей жиз­ни. Сдав второй экзамен, претендент получал степень «писца» и право занять общественную должность. Наряду с этими школами существовали также заве­дения для молодежи, пожелавшей посвятить себя архитектуре, ваянию и живо­писи.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...