Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Према-бхакти



Последний, самый короткий раздел Восточной части «Бхакти-расамрита-синдху» посвящен описанию према-бхакти, преданного служения в чистой любви к Богу. В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада отводит описанию премы всего пять страниц. Причина того, что цели всех наших устремлений уделено столь мало внимания заключается в том, что, во-первых, ее природа, в точности подобна природе бхавы (которая разбиралась нами подробно), а во-вторых, остальные разделы «Бхакти-расамрита-синдху» посвящены глубокому и детальному описанию премы. В Восточной же части «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами дает только предварительное ее описание (ЧЧ, Мадхья, 23.7):

самйам масрнита-сванто маматва-а тишайанкитах

бхавах са эва сандратма будхаих према нигадйате

«Когда бхава полностью размягчает сердце человека, она сильно сгущается и усиливается, превращаясь в глубокое чувство обладания (по отношению к Господу), мудрецы называют ее премой».

Према — это сконцентрированная, сандаратма бхава. Отличие между бхавой и премой состоит в том, что если бхава может иметь препятствия, может уменьшаться, ее можно лишиться, то према не знает никаких препятствий, она — безраздельна. Сила премы настолько велика, что ничто не может даже уменьшить ее. В определении бхавы использовалось слово самйам, обозначавшее то, что бхава размягчает сердце человека, здесь это слово также используется, но самйам масрнита-сванто, в крайнем его значении, према полностью размягчает сердце, она плавит его. Существенная характеристика премы заключенная в слове маматва, подразумевает чувство собственности по отношению к Кришне. Окончание словосочетания маматва-а тишайанкитах, также подразумевает крайнюю степень этого чувства.

В каждой из этих трех составляющих определения премы присутствует крайняя степень: 1) крайняя степень мягкости сердца; 2) крайняя степень чувства обладания; 3) крайняя степень бхавы, любви. Именно потому, что према подразумевает крайность, она не вписывается в определение йоги, которое дает Кришна в «Бхагавад-гите», предлагая срединный путь: «Не слишком много, не слишком мало». Но према не укладывается в середину. Према — это бхава, достигшая крайности.

Рассмотрим эти признаки подробнее.

Что подразумевает таяние сердца? Према не является монолитным чувством, она состоит из множества эмоций (снеха, мана, праная, рага, анурага, махабхава), которые хотя и следуют одна за другой, присутствуют при этом одновременно благодаря непостижимой энергии Господа. Таяние сердца выражается в качестве премы, называемом снеха, бесконечной нежности и привязанности к Господу.

Рупа Госвами подтверждает это определение премы стихом из «Нарада-панчаратры»:

ананйа-мамата вишнау мамата према-сангата

бхактир итй учйате бхишма прахладоддхаванарадаих

«Такие великие преданные как Бхишма, Прахлада, Нарада и Уддхава называют чистой любовью к Богу состояние человека, в котором его вожделение, трансформируясь полностью переносится на Всевышнего, а его представления о родственной близости связываются только с Ним. Только Верховная Личность может стать объектом чистой любви».

В то время как преданный, находящийся на уровне бхавы говорит: «Кришна, я — Твой», на уровне премы он не ощущает связи ни с кем кроме Кришны, ананйа мамата вишно, и потому говорит: «Кришна, Ты — мой». Према-бхакта начинает предъявлять свои права на Кришну. В отношении ананнья мамата Шрила Прабхупада довольно сурово говорит: «По мнению Бхишмы, любовь подразумевает сосредоточение всех своих чувств на одной личности и утрату привязанности ко всем остальным». Значит ли, что, достигнув премы, преданный становится равнодушным ко всем остальным живым существам? Нет. Когда человек достигает уровня премы, он начинает видеть Кришну во всем, и все связанным с Кришной. Он любит весь мир, но его любовь ко всему идет через Кришну.

Мы можем видеть, что по мере того, как человек духовно развивается, от уровня каништхи до уровня уттама-адхикари, его концепция Кришны постоянно расширяется. Каништха-адхикари видит Кришну только в Божестве или, в лучшем случае, в своем духовном учителе. Мадхьяма-адхикари видит и любит преданных, понимая, что они связаны с Кришной. Уттама-адхикари видит всех людей слугами Господа. На уровне бхавы человек обретает видение Господа, он понимает отношения, которые связывают его с Кришной, но входит в игры Кришны в своем духовном теле только достигнув уровня премы. При этом он говорит: «Кришна — мой друг, Кришна — мой сын, Кришна — мой возлюбленный, Кришна — мой».

После этого Рупа Госвами говорит о двух способах возникновения премы: 1) путем созревания бхавы; 2) по беспричинной милости Господа. В зависимости от происхождения бхавы, различают две формы премы: 1) ваидха-бхава-уттха, полученная в результате ваидхи-садхана-бхакти; 2) раганугйа-бхава-уттха, полученная в результате рагануги. (Према, возникшая по беспричинной милости Господа, сюда не относится).

«Следуя регулирующим принципам преданного служения, преданный развивает свое врожденное сознание Кришны. Когда при этом его сердце размягчается, он начинает петь и танцевать как сумасшедший. Повторяя святое имя Господа, он то плачет, то начинает бредить, то поет, то, не обращая внимания на окружающих, пускается в пляс как безумец». Эта цитата описывает качества премы, возникшей в результате следования регулирующим принципам бхакти. Пример премы, возникшей в результате практики раги — красавица Чандраканти. В результате танца перед Кришной у нее возникла бхава. Но прежде чем это произошло «она строго хранила целомудрие, чтобы получить в мужья Кришну». Практикуя таким образом раганугу, вместе с бхавой Чандраканти обрела виракти. «Она постоянно медитировала на транцендентный образ Господа и пела Ему славу. Она не хотела себе никакого другого мужа. Она твердо решила, что ее мужем может быть только Господь Кришна». Т.о., в процессе практики рагануги она достигла бхавы, и когда ее бхава достигла совершенства, она перешла на уровень премы. История про Чандраканти подробно рассказывается в «Падма-пуране».

Пример премы, возникшей в результате беспричинной милости Господа — гопи Вриндавана: «Гопи Вриндавана не изучали Вед, чтобы обрести Меня. Они никогда не совершали паломничества по святым местам, не придерживались регулирующих принципов, не подвергали себя аскезам, только общение со Мной возвело их на высшую ступень совершенства преданного служения». Может возникнуть вопрос: почему мы относим к этой категории гопи, являющихся вечно освобожденными спутницами Кришны? Ответ: в данном случае речь идет не об освобожденных гопи, а о мирских женщинах, женах брахманов, которые обрели беспричинную милость Кришны. В отличие от бхавы, которую можно обрести по милости преданных, према обретается исключительно по милости Господа. Джива Госвами говорит, что самая высокая према, обретается без усилий, однако получить ее невероятно трудно.

***

Према двух видов: 1) махатмья-гьяна-према; 2) кевала-према.

Махатмья-гьяна-премапрема, возникшая в результате ваидхи-садхана-бхакти, смешанная с благоговением, ощущением величия Господа — приводит человека на Вайкунтху, где тот получает четыре вида освобождения.

Кевала-према — према, возникшая в результате рагануга-садхана-бхакти, чистая према — приводит на Голоку Вриндавана.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...