Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Качества человека, достигшего бхавы



В предыдущих главах говорилось о том, сердце человека, охваченного экстазом любви к Господу, становится мягким. Это может проявляться в слезах, безудержно текущих из глаз, дрожи в теле, прерывании голоса… Проблема заключается в том, что по этим признакам невозможно судить о том, достиг человек уровня бхавы или нет. Во-первых, эти признаки легко подделать, во-вторых, их отсутствие никоим образом не свидетельствует об отсутствии в сердце преданного бхавы. Человек, который находится на высоком уровне духовного развития, старается прятать эти признаки.

Чтобы дать нам возможность отличить истинную бхаву от подделки Рупа Госвами перечисляет девять стабильных признаков бхавы:

1) Кшанти, полная невозмутимость, терпение. Махараджа Парикшит, оказавшись в наиболее экстремальном, из всех возможных, положении не потерял самообладания. Его забота о том, чтобы продолжалась кришна-катха.

2) Авьяртха-калатвам, каждое мгновение своей жизни преданный использует для трансцендентного служения Господу.

3) Вирактих, безразличие, полная отрешенность. Пример, Махараджа Бхараты, который не оглядываясь ушел из своего богатого дома.

4 Мана-шунйата, смирение, отсутствие гордыни.

5) Аша-бандха, великая надежда, сопровождаемая чувством, что надеяться не на что. Рупа Госвами говорит: «Эта надежда причиняет мне боль, ибо я понимаю, что не достоин даже приблизиться к цели моей жизни».

6) Самуткантха, горячее желание достичь успеха. Всепоглощающая страсть.

7) Нама-гане сада ручи, постоянный вкус к воспеванию святого имени.

8) Асактис тад гунакьяне, привязанность к качествам маленького Кришны.

9) Притис тад-васати стхале, привязанность к местам, где проходили игры Кришны, к храмам, где установлены Божества и местам, где преданные читают «Бхагаватам».

Если внимательно посмотреть на эти девять признаков бхавы можно провести соответствие с девятью ступенями бхакти: кшантир проявляется на стадии садху-санги, авьяртха-калатра — на стадии бхаджана-крийа; виракти и мана-шуньята — на стадии анартха-нивритти; аша-бандха и самуткантха — на стадии ништха; нама-гане сада ручи — на стадии ручи; асактис тад гунакьяне — на стадии асакти; притис тад-васати стхале — на стадии лила. То есть бхава представляет собой определенный сплав этих качеств, и приходит к человеку постепенно.

***

Вернемся к самому началу книги и вспомним, что такое бхакти. Один из возможных ответов на этот вопрос: усилия бесконечно маленькой дживы предпринимаемые ею с целью приобщения к бесконечно большому сознанию Кришны.

Джива может находиться в одном из двух состояний сознания: либо обусловленном, либо освобожденном. В освобожденном состоянии она свободна от материальных отношений и самоотождествлений, упадх и является носителем чистой бхакти. В обусловленном состоянии джива забывает свою природу, поскольку ее духовный разум затемнен оболочками тонкого и грубого тел. Чайтанья Махапрабху сравнивает сознание живого существа с зеркалом: чета дарпана даршанам… Когда зеркало чисто, оно ясно отражает любой предмет, но когда оно покрыто пылью, его отражающая способность пропорционально снижается. Эта пыль, упадхи (упадхи — диплом), становятся препятствиями на нашем пути духовного развития.

Бхава — это состояние чистого сердца, в котором отражаются духовные энергии, исходящие от Кришны. Если сознание, запыленное упадхами поднести к источнику бхавы, сильной трансцендентной энергии, какой-то отблеск все-таки будет. В зависимости от слоя пыли и от яркости источника.

До этого мы рассматривали ситуацию зеркала, которое полностью очистилось, и само стало излучать энергии самвит и хладини. Сейчас посмотрим, что случается с людьми, чье зеркало-сознание еще не очистилось, но, тем не менее, они вошли в соприкосновение с этим светом.

Причиной того, что сознание дживы покрывается упадхами, является абхинивеша, его сосредоточенность на майе. В Одиннадцатой Песни «Шримад Бхагаватам» есть такой стих:

бхайам двитийабхинивешатах сйад

ишад апетасйа випарйайо смритих

Когда джива сосредотачивается на двитийа, двойственности материального мира, первое, что к ней приходит — страх. В этом состоянии разум дживы извращается, випарйайо смритих, сознание теряет отражающую способность, и изначальная бхакти превращается в бхакти-абхас (абхас — отражение, тень). Может ли бхакти проявляться у людей, в чьем сердце остались материальные привязанности? До тех пор, пока в сердце остаются материальные привязанности, шудха-бхава проявиться в нем не может. Об этом говорят и Рупа Госвами и Шрила Прабхупада: «Привязанность, присущая чистым преданным никогда не может полностью развиться в сердцах людей, работающих ради наслаждения плодами своего труда карми или философов-импириков, потому что такая привязанность в чистом сознании Кришны очень редкое явление. Она не достижима даже для многих освобожденных душ. Бхава, или рати очень редкая вещь, судурлабха, и даже люди, достигшие освобождения не обладают ею». Далее Шрила Прабхупада объясняет причину этого: «Кришна очень старательно оберегает эту привязанность и дарует ее только своим чистым преданным. Такая привязанность к Кришне не доступна даже обыкновенному преданному, не говоря уже о тех, чьи сердца осквернены кармической деятельностью или ее последствиями и о тех, кто запутался в философских спекуляциях». Тем не менее, мы видим, что некоторые признаки: слезы, дрожь в теле… проявляются у людей, чье сердце осквернено. Например, у нас с вами. Иногда мы чувствуем, как слезы наворачиваются на глаза и думаем: «Что с нами?» Однажды к Шрила Прабхупаде подошел один преданный и сказал: «Шрила Прабхупада, что со мной? Я стал полностью равнодушен к материальному миру. Стоит мне подумать о Кришне, я начинаю плакать», на что Шрила Прабхупада ответил ему: «Не бойся, это пройдет».

В этой части «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами объясняет, какие формы подобных привязанностей существуют, каким образом они переходят одна в другую, а также указывает на факторы, управляющие этими процессами. Он говорит о двух видах рати-абхас, каждый из которых имеет несколько разновидностей: 1) пратибимба (отражение); 2) чхая (тень, отблеск).

Шрила Бхактивинода Тхакур выделял пять видов рати: 1) шуддха-рати; 2) пратибимба; 3) чхайа-рати; 4) материальная рати; 5) притворная рати.

Однажды один рассказчик «Рамаяны» говорил о том, как из-за происков Кайкеи Раму изгнали из Айодхьи на четырнадцать лет, как побледнел царь Дашарадха, сообщая сыну это известие, как вся Айодхья погрузилась в слезы, как Рама оделся в кору деревьев, и ушел с Ситой и с Лакшманом в лес на четырнадцать лет… Старушка, сидевшая в аудитории, стала громко рыдать. Вокруг нее собрались люди и стали успокаивать ее, говорить, что Рама вернется, на что она ответила им: «Как же мне не плакать, у меня была любимая коза, которая тоже в лес ушла, но так и не вернулась…» Это пример материальной рати.

Первую из привязанностей, шуддха-рати мы рассмотрели, с последними двумя тоже все более-менее понятно… сосредоточимся на формах бхавы, возникающих у человека при соприкосновении с трансцендентными энергиями: пратибимба рати-абхас и чхайа рати-абхас.

Чтобы лучше понять природу обеих рати, рассмотрим, чем отражение (пратибимба) отличается от тени (чхая). Отражение всегда остается отделенным от изначального объекта. Оно кажется отдельным, самостоятельным объектом, тогда как тень всегда связана с объектом, который ее отбрасывает. С другой стороны, по силе проявления отражение сильнее. В нем можно различить детали и цвета.

Пратибимба рати-абхас — это эмоции, испытываемые человеком, практикующим ту или иную форму преданного служения, но ставящим целью своей практики имперсональное освобождение, мукти, или материальное благополучие, бхукти, возникающие при соприкосновении с чистыми преданными. Преданное служение такого человека может быть очень интенсивным, и, соприкасаясь с чистыми преданными, его сердце может начать отражать симптомы, испытываемые ими, но поскольку цель его практики была на бхакти, его сердце способно отражать только чужие эмоции. В зависимости от цели, которую ставит перед собой человек, различают три вида пратибимба рати-абхасы: 1) нирвишеша-гьянаврита-бхакти-абхаса (мукти); 2) бахирмукха-кармаврита бхакти-абхаса (бхукти); 3) випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита бхакти абхаса. Люди, относящиеся к третьей категории, видят бхакти в вещах, прямо противоположных бхакти. Например, если вы поедете в Индию, вам там будут говорить, о существовании множества форм бхакти: шива-бхакти, дурга-бхакти, ганеш-бхакти, сурья-бхакти, нарайана-бхакти … Человек, практикующий одну из таких форм бхакти, иногда может проявлять признаки экстаза и это тоже будет пратибимба рати-абхаса, извращенное отражение рати. Хотя внешне оно может напоминать бхава-бхакти, оно будет лишено истинного признака бхавы — чистота мотивов.

С какой целью человек поклоняется Сурье, Дурге, Шиве, Ганешу и Нараяне? формула панча-пасаны, введенная Шанкарачарьей, заключается в том, что вначале человек поклоняется этим богам, с целью получить освобождение, а затем, получив освобождение, освобождается от своих кумиров. В «Шримад Бхагаватам» есть замечательная история, иллюстрирующая такую форму бхакти. Врикасура поклонялся Шиве с целью убить его. В действительности, никакой бхакти тут нет, но поскольку человек очень хочет достичь своей цели, интенсивность его практики может привести его к тому, что он начнет переживать определенные эмоции. Разумеется, при условии, что чистые преданные окажутся поблизости. Шрила Прабхупада пишет: «Когда человек, не соблюдающий регулирующих принципов преданного служения и не принявший руководства истинного духовного учителя, демонстрирует привязанность, его привязанность называют отраженной. Случается, что человеку, привязанному к материальным наслаждениям или имперсональному освобождению, выпадает удача общаться с чистым преданным, занятым воспеванием святого имени Господа. По милости Господа такой человек тоже может начать воспевать святые имена и тогда, благодаря общению с преданными, чистый свет, подобный лунному, исходящий из их сердец, отражается в нем, и, под влиянием чистых преданных, он может проявить некое подобие привязанности, вызванное любознательностью».

Представления о том, что пратибимба бхакти-абхас постепенно превращается в шуддха бхакти-абхас, абсолютно неверные. Только в случае если человек в корне изменит свою мотивацию, он может получить благо от своей духовной практики.

Мы отметили, что в сравнении с пратибимбой, отраженной привязанностью чхая-абхас, теневая привязанность, менее сильная, но крепче связана с бхавой. Иногда человек может начать заниматься преданным служением из любопытства или под влиянием социальных условностей. По сравнению с пратибимба-рати-абхасом такое служение гораздо менее интенсивное, однако мотив его значительно чище. У начинающих преданных может появиться слабое подобие экстатических признаков, особенно во время киртанов, больших фестивалей, посещений святых мест и общения с чистыми преданными. Это то, что испытываем с вами мы. Мы тоже занимаемся преданным служением, наше преданное служение не свободно от посторонних мотивов, но, тем не менее, иногда мы испытываем нечто подобное бхаве.

Рупа Госвами объясняет, что если человек занимается бхакти по традиции, просто потому что он родился в семье преданных, либо как-то иначе соприкасается со всем, что несет бхава-бхакти: святым именем, «Шримад Бхагаватам», садху …, тень бхавы может появиться в его сердце, это чхая-рати-абхас, но как только объект, оставлявший тень в сердце такого человека исчезает, бхава его уходит.

Существует две разновидности бхава-абхаса: 1) сварупа-гьяна-бхава-джанита-бхакти-абхаса, появляющаяся до того, как человек обрел истинное знание; 2) бхакти-удипака-васту-шакти-джанита-бхакти-абхаса — бхава, стимулируемая местом, временем и обстоятельствами, связанными с Бхагаваном.

Чхайа-бхава превращается в шуддха-бхакти, когда человек обретает сварупа-гьяну. Шрила Прабхупада говорит: «Теневая привязанность развивается в человеке в процессе общения с чистыми преданными, во время посещения ими святых мест, в частности Вриндавана и Мадхуры, и если такая привязанность к Кришне развивается в обыкновенном человеке и ему выпадает удача заниматься чистым преданным служением в обществе чистых преданных, он тоже получает возможность достичь уровня, чистого преданного служения».

После того, как Рупа Госвами объясняет, как общение с садху преображает преданное служение, он рассказывает о последствиях оскорбления чистых преданных Господа.

Итак, у нас есть: шуддха-рати, чхая-рати и пратибимба-рати

Шуддха-рати, в свою очередь, имеет несколько ступеней, в зависимости от силы привязанности к Кришне: 1) шанта, 2) дасья, 3) сакхья, 4) ватсалья, 5) мадхурья. Говорится, что если оскорбление будет незначительным или совершенным по недоразумению, преданный, находящийся на уровне мадхурьи, может опуститься, например, на уровень ватсальи. С уровня ватсальи, соответственно, он может опуститься на уровень сакхьи и т.д.. Когда сила совершенного оскорбления слишком велика, шуддха-рати такого преданного становится чхая-рати, более тяжелое оскорбление низводит преданного до уровня пратибимбы. Любое оскорбление отделяет человека от служения Кришне, ослабляя его привязанность к преданному служению и лишая его вкуса отношений с Кришной.

Мы можем видеть, как это происходит. Если человек практикует преданное служение не внимательно, уровень его привязанности ослабевает, а его преданное служение теряет свою чистоту. Вдруг, неожиданно для себя такой человек начинает думать: «А ведь не так уж это и плохо — квартира, жена, секс…» Чем больше оскорблений совершает человек, тем ниже становятся его ценности.

Если оскорбление совершает человек, находящийся на уровне пратибимба-рати, он просто становится материалистом. Шрила Прабхупада пишет: «Нет более печальной вещи, чем видеть, как в результате оскорбления садху, духовная привязанность уходит из сердца человека».

В «Чайтанья Бхагавате» рассказывается история о том, как Махапрабху однажды разгневался на Мукунду за то, что тот, будучи преданным, оказываясь в обществе имперсоналистов, проповедовал маяваду. Господь Чайтанья сказал: «Как я могу пролить Свою милость на преданного, который одной рукой держит Меня за стопы, выражая смирение, а другой — за горло, проповедуя имперсонализм, тем самым оскорбляя Бхакти-деви»?

Завершая тему экстатической привязанности к Господу в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами предупреждает: преданный может лишиться бхавы из-за невнимательности, из-за неправильного общения или из-за оскорблений, которые он по глупости совершил.

Подводя итог этой теме, Шрила Прабхупада пишет: «Устойчивого прогресса в преданном служении можно достичь только общаясь с чистыми преданными, и наоборот, оскорбляя преданных, можно лишиться малейшей крупицы преданности, которая еще есть у нас в сердце».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2088 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...